Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

     Возможно ли выделение в составе утвержденного проекта объекта строительства, или его очереди, дополнительного пускового комплекса, из имеющегося уже в проекте пускового комплекса? Но не когда-либо, а когда часть объекта уже построена по проекту, соответственно оформлена исполнительная документация, и такая часть может автономно функционировать, то есть перед непосредственным принятием в эксплуатацию. Из сложившейся практики, дорога к решению такой задачи не простая. Приведу ее этапы:

1. Необходимо составить и утвердить задание для корректировки проектной документации. При этом, если в задании на проектирование было указано конкретное количество пусковых комплексов, необходимо изменить ее на нужное. Лучше такое количество не указывать вообще, а просто предусматривать необходимость выделения пусковых комплексов, как и указано в приложении к ДБН «Состав и содержание проектной документации на строительство».

2. Необходимо осуществить собственную корректировку проектной документации. В этом случае оно сводится к внесению изменений в раздел эскизного проекта или ТЭО, где приводятся сведения об очередности строительства и пусковых комплексах, а также к пояснительной записке к проекту или утвердительной части рабочего проекта. Понятно, что технико-экономические показатели всего объекта строительства при этом не меняется, а никаких изменений архитектурно-конструктивных или технологических решений, в отношении которых осуществляется экспертиза проектной документации, не может быть, согласно из поставленного условия задачи.

 Но, по установленному порядку, осуществлять экспертизу не нужно, поскольку экспертиза подтверждает основные ТЭПы проекта, а при проектировании по очереди строительства и с выделением пусковых комплексов, ТЭПы указываются для каждой очереди и пускового комплекса, состав которых меняется, одному прибавляется, из другого выбывает. После, в определенной степени, формальной экспертизы, нужно переутвердить проект и сообщить об этом органу, который выдал разрешение на выполнение строительных работ. Вот такие, исключительно формальные действия, еще довольно давно поставили на повестку дня вопрос – а нельзя ли в данном случае обойтись без экспертизы проекта? Фактически, мы имеем арифметическую задачу по перестановке слагаемых, сумма которых, как известно, не меняется.

  Указанная тема нашла свое отражение еще в первом нормативно-правовом акте независимой Украины, которым регулировался вопрос принятия в эксплуатацию законченным строительством объектов. Положение о порядке принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, государственного заказа, утвержденное постановлением Кабинета Министров еще в 1992 году, не допускало принятия в эксплуатацию объектов, в состав которых, с нарушением установленного порядка, внесены изменения в состав предусмотренных проектом пусковых комплексов. Но устанавливало, что в исключительных случаях, до назначения государственных приемных комиссий, утвердившим проект органам, могут вноситься изменения в состав пусковых комплексов. При этом, существовала оговорка, относительно того, какие здания и сооружения не должны исключаться из таких пусковых комплексов. Несмотря на ряд таких, в определенной степени, ритуальных заклинаний, норма уже позволяла перед принятием в эксплуатацию, вносить изменения в пусковые комплексы объекта строительства, исключительно органом, утвердившим проект. Правда, оставался вопрос: - как указанный орган, а это, по сути, заказчик, мог вносить изменения в проект объекта строительства, без участия проектировщика? Поэтому во время градостроительной реформы 2011 года такая неуместность была исправлена и указанная норма уже предусматривала участие автора проекта, к тому же распространялась на все объекты строительства, а не только на госзаказ. А в 2015 году норма была расширена и до внесения изменений в очереди строительства, об этом немного позже.

 Действующая редакция пункта 8 Порядка принятия объектов в эксплуатацию, сформулированная в 2017 году, имеет вполне понятное и приемлемое содержание. Цитую: - «в случае необходимости, заказчик может до принятия объекта в эксплуатацию, вносить в проект строительства, согласованные с автором такого проекта, изменения, касающиеся очереди и, или пускового комплекса, в пределах утвержденных проектных решений». Вот как раз ключевой, на мой взгляд, является формулировка – в пределах утвержденных проектных решений, что, надо понимать, не предполагает переутверждения проекта. И это вполне подходит для варианта переформатирования пусковых комплексов.

   Специалисту контролирующего органа, осуществляющего принятие объекта в эксплуатацию, не по силам разобраться в пазлах, из которых состоит объект строительства. Ранее, в Госархстройконтроле, когда там работали исключительно специалисты пришедшие из проектных и строительных организаций, такой вопрос не возникал,  в настоящее время таких работников немного,  и те что есть, все больше озабочены вопросами административной ответственности. Ну а проектировщикам, главное, что участвующая в действующей редакции норма, позволяет вносить изменения в пусковые комплексы, в пределах утвержденных проектных решений перед принятием их в эксплуатацию.

   Возвращаясь к вопросу о выделении из имеющихся пусковых комплексов в проекте, дополнительных, хочется спросить: - а почему нет? Если это в рамках утвержденных проектных решений. Но еще один нюанс, появился относительно недавно, правильный, но формально, несколько усложняет применение нормы, относительно внесения изменений в пусковые комплексы,  и принятием их в эксплуатацию. А вот относительно внесения изменений, таким же образом, в очередь объекта строительства, перед принятием их эксплуатацию, здесь вопрос довольно сложный. Главное, что нужно помнить, так это то, что очереди могут быть выделены только в таком объекте строительства, как комплекс, то есть в объекте строительства, который состоит из нескольких сооружений. Напомню, это и дом и здание тоже. Очередью может быть только отдельное сооружение, или несколько сооружений, выделение очередей не предусмотрено, для этого существует пусковой комплекс. Как известно, очереди могут быть выделены на одобрительной стадии проектирования: -  эскиз, ТЭО. И тогда на каждую очередь, может разрабатываться и утверждаться отдельный проект. А могут очереди выделяться и на стадии проекта, если предыдущая стадия, не разрабатывалась. Но не нужно забывать, что в этом случае, проект сразу разрабатывается на весь объект строительства, отдельной, утвержденной проектной документации на очередь быть не может, если очередность не предусмотрена предварительной стадией проектирования, которая, в данном случае отсутствует. В общем, в таком случае, очередь практически ничем не отличается от пускового комплекса.

   А потому резюме: если объект строительства является комплексом и проектная документация стадии Проект, или утвердительная часть стадии Рабочий Проект, разработана на весь объект строительства, то изменения в очередях могут осуществляться в пределах утвержденных проектных решений на весь объект строительства. Это ничем не отличается от аналогичной ситуации с пусковыми комплексами и вполне может быть реализовано в рамках нормы пункта 8 Порядка принятия объектов в эксплуатацию. Если же проект утвержден на отдельную очередь, то внести изменения в такую очередь можно только через корректировку проекта. Ну и не до конца ясной выглядит ситуация, когда проект разработан на несколько очередей. В принципе, прямо такого нормативного основания найти не удалось, но и прямого запрета тоже нет. А на практике, случаев было не мало, да и зачем дублировать процедуру экспертизы и утверждения, если готовый проект на 2 и более очередей. И такая ситуация выглядит проще, чем с пусковыми комплексами, ведь очередь - это обязательно одно или несколько сооружений в целом, и поэтому перекидывать, так сказать, сооружения из одной очереди в другую, не сложно. Ситуация работала бы, если бы нормативно была явно подтверждена возможность утверждать проект на несколько очередей. Ну и понятно с учетом уже упомянутой нормы, относительно того, что решения о возможности автономного функционирования очередей и пусковых комплексов должны быть отражены во всех разделах проектной документации.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2025. Все права защищены