№6. Неосновные исходные данные для проектирования.
Объектом строительства может быть отдельное сооружение или его часть, а также совокупность сооружений, нормативно, это комплекс или строение. А сооружение это и дом, и здание, являющиеся разновидностями сооружения, и не только они. Можно добавить эстакаду, башню, автодорогу, водопровод и многое другое, и все это сооружение. Название объекта строительства включает вид строительства – новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт или просто строительство, являющиеся обобщающим термином. Также название объекта строительства включает его местоположение.
В предыдущей статье, посвященной такому виду строительства как техническое переоснащение, было сказано, что продолжается постепенное вытеснение этого вида строительства из нормативно-правовых актов. И был приведен сравнительный перечень актов, которые, образно говоря, "видят и не видят" техническое переоснащение. После заседания правительства 17.03.2021 года, тех актов, которые не видят техническое переоснащение, стало больше. Постановлением № 224 от 17.03.2021 года понятие технического переоснащения изъято из "Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в строительстве". Этот процесс будет продолжаться, отстают пока в этом вопросе акты Министерства, в том числе и государственные строительные нормы.
В связи с вышесказанным есть небольшая ремарка. Сегодня проектировщику-практику, при разработке проектной документации, нужно руководствоваться актами четырех уровней. Законы, нормативно-правовые акты Кабинета Министров, заюстированные приказы министерства и государственные строительные нормы. То есть, нужно быть эдаким "всезнайкой" или полиглотом, чтобы охватить и учесть все вопросы. Это нормально скажите?
Заказчик, подрядчик, проектировщик в практической работе, пользуется актами самого низкого уровня, прежде всего, государственными строительными нормами и решениями профильного Министерства. И это абсолютно правильно, потому что для них эти акты и создаются. Законы нужны, для исполнительных органов государственной власти, правительства и министерства, которые обязаны переложить законодательные нормы, на понятный, повседневный для субъектов градостроительной деятельности язык. Правда для этого им нужно своевременно вносить изменения в государственные строительные нормы, что, к сожалению, не всегда происходит. А потому, немало государственных строительных норм и хуже всего основополагающих, не всегда поспевают за изменениями в законодательстве и нормативно-правовых актах.
Определившись с видом и названием объекта строительства, можно приступать к формированию задания на проектирование. Правда точнее нужно было сказать к формированию исходных данных, так как задачи на проектирование, с одной стороны включены в состав исходных данных для проектирования объекта строительства, с другой не могут быть составлены без получения или наличия других исходных данных. Согласно статье 26 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", получение заказчиком или проектировщиком исходных данных, определено первым этапом порядка проектирования и строительства. Подчеркиваю – заказчиком или проектировщиком. Статья 29 этого же закона, полностью посвящена исходным данным и определяет, что основными составляющими исходных данных являются градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, технические условия, задания на проектирование. Возникает логический вопрос, а какие составляющие исходных данных есть или могут быть неосновными?
Порядок разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденный Минрегионом, фактически цитирует положения закона, ничего, не прибавляя и не объясняя. И только в ГСН А.2.2-3:2014 Состав и содержание проектной документации на строительство можно найти необходимую информацию. Пунктом 4.3. ГСН определено, что составляющими исходных данных являются другие исходные данные, согласно перечню приведенному в Приложении А, которое по статусу является справочным. Это приложение так и называется - Перечень других исходных данных, предоставляемых заказчиком. Хочу обратить внимание, что из названия приложения следует, что эти другие исходные данные предоставляются именно заказчиком. Думаю, что для большинства читателей, специалистов своего дела, информация из этого приложения не является какой-то новостью, равно как и то обстоятельство, что сформировать исходные данные без участия проектировщика, на мой взгляд, невозможно. Вот, например, заказчик должен предоставить проектировщику данные для разработки решений по организации строительства и составления сметной документации. Это пункт 5 Приложения А. Откуда заказчик возьмет эти данные? Правильно, по результатам выполнения предпроектных работ. Поскольку статьей 4 Закона Украины "Об архитектурной деятельности" определено, что для создания объекта архитектуры, выполняется комплекс работ, который, в том числе, включает осуществление в необходимых случаях предпроектных работ. ГСН А.2.2-3:2014, приводит определение и содержание предпроектных работ. Это работы, которые могут выполняться до процесса проектирования, для определения принципиальных, объемно-пространственных и градостроительных решений.
Помимо приведенных в пункте направлений последний абзац таких работ, который называется, другие виды работ необходимые для начала процесса проектирования, практически не ограничивает рамки выполнения предпроектных работ. Несложно проанализировать, что в числе перечисленных направлений предпроектных работ, немало совпадений с позициями приведенном в перечне других исходных данных. Так что фактически, предпроектные работы, как минимум целесообразны, а для серьезных, крупных объектов строительства, и необходимы. Рискну заявить, что предпроектные работы выполняются всегда. Другое дело, в каком виде и статусе, явном или неявном. Для явного статуса, законодательная и нормативная база существует.
В перечне других исходных данных, предоставляемых заказчиком, перечислены материалы, которые предоставляются для проектирования в случае реконструкции или капитального ремонта объектов строительства. Это пункт 7, в их числе, отчеты с выводами о результатах обследования строительных конструкций. Это не случайно потому, что согласно пункту 4.1 ГСН А.2.2-3:2014, не допускается разработка проектной документации, при реконструкции и капитальном ремонте объектов, без инструментального обследования объектов. Следует отметить, что требования к проведению обследования объектов строительства, не включается в задание на проектирование, и выступает как отдельная составляющая других исходных данных. В принципе, логично. Сначала нужно знать, на что можно рассчитывать и что можно включать в задание на проектирование. Следовательно, обследование должно быть проведено до формирования задания на проектирование. Как это делать? Ибо видов обследований у нас несколько. Дело в том, что существует несколько видов обследований, устанавливаемых разными нормативно-правовыми актами. В частности, это обследование принятых в эксплуатацию, в установленном законодательством порядке, объектов в течение всего периода их существования, установленное статьей 39 прим. 2 Закона "О регулировании градостроительной деятельности". Но, хочу обратить внимание, что действие этого порядка обследования не распространяется на объекты, обследуемые для выполнения проектных работ. Далее, техническое обследование в рамках строительной амнистии. Это касается индивидуальных жилых домов, садовых, дачных, хозяйственных построек, которые вводятся в эксплуатацию по Закону Украины "О строительной амнистии". Третье, обследование инженерных систем здания, согласно Закону Украины "Об энергетической эффективности зданий". Четвертый, техническое обследование для принятия в эксплуатацию самовольно построенного объекта, в случае признания права собственности на него, по решению суда. Такой порядок и такое обследование предусмотрено пунктом 10 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов. Ну и, наконец, обследование зданий, подлежащих реконструкции, капитальному ремонту, в рамках предпроектных работ, согласно ГСН А.2.2-3:2014 Состав и содержание проектной документации на строительство.
Такое обследование для проектных работ было фактически всегда. Это строительные нормы 1985 года, принятые почти 50 лет назад, которые такую норму содержали. Сегодня, как уже упоминалось, это пункт 4.1 ГСН А.2.2-3:2014 Состав и содержание проектной документации на строительство, который говорит, что, не допускается разработка проектной документации, при реконструкции, капитальном ремонте объектов, без инструментального обследования объектов.
Кто и в каком порядке производит такое обследование? Строительные нормы не содержат и, в принципе, не должны содержать нормы по статусу исполнителей обследования. В этом случае приходится применять общую норму, а именно статью 17 Закона "Об архитектурной деятельности", которая говорит, что ответственные исполнители отдельных видов работ, связанных с созданием объектов архитектуры, проходят профессиональную аттестацию. Перечень таких видов работ и порядок профессиональной аттестации устанавливается Кабинетом министров Украины. Указанный перечень, утвержден постановлением Кабинета Министров от 23 мая 2011 г. № 554, среди прочих содержит позицию - экспертиза и обследование в строительстве. Следовательно, исполнителям обследования нужно иметь сертификат ответственного исполнителя (сертификат эксперта по обследованию зданий и сооружений). Такие сертификаты сегодня выдает в рамках делегированных полномочий всеукраинская общественная организация "Ассоциация экспертов строительной отрасли".
Также строительные нормы прямо не указывают, в каком порядке должно осуществляться такое обследование. Но очевидно, что в соответствии с государственным стандартом, который называется ДСТУ-Н Б В.1.2-18:2016 Руководство по обследованию зданий и сооружений для определения и оценки их технического состояния. Он действует с 01.04.2017 года. Сфера применения этого стандарта гласит, что он распространяется на проведение обследования объектов для диагностирования технического состояния в периоды, в том числе реконструкции, реставрации, капитального ремонта. Ну, вот пока и все. До встречи.