Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№12.Состав и содержание проектной документации на строительство

          Сегодня будем говорить о вещах ключевых, определяющих и взаимосвязанных, которые необходимо учитывать в процессе разработки проектной документации. А именно, состав и содержание проектной документации на строительство. Хотя, кажется, сначала содержание, а затем состав, но так исторически сложилось, а также ее, проектной документации, оформления, потому что некачественное оформление проектных материалов может, по меньшей мере, притормозить наиболее перспективные идеи. Почему решил об этом написать? Не секрет, скорее добрая и давняя традиция, при разработке последующих проектов использовать, так сказать, предыдущий аналог. "Козы" как их называют студенты, да и не только они. В этом есть множество положительных моментов, но есть и отрицательные моменты. Поскольку, если «коза» содержит определенные неточности, то они тиражируются и в следующих проектах. Поэтому не будет лишним хотя бы периодически сверять некоторые вещи с действующей нормативной базой. И прежде всего это касается указанных в названии статьи вещей – состава и содержания проектной документации, и ее оформления. Хочу заметить, что использование термина проект, как синонима проектной документации не всегда является корректным, и нормативной базой, за небольшим исключением, не поддерживается. Хотя проект является проектной документацией но, только на одной стадии утверждаемого проектирования. Если речь идет об этой стадии, то применение терминов проект и проектная документация фактически тождественны.

  Так вот, пункт 10 Порядка проектирования категорический - состав и содержание проектной документации объектов строительства на всех стадиях проектирования, определяется согласно строительным нормам и должны быть достаточными для оценки проектных решений и их реализации. Первая часть пункта, о том, что состав и содержание определяется согласно строительным нормам ни замечаний, ни возражений не вызывает. А как иначе? Но только на первый взгляд. Действительно, ДБН А.2.2-3:2014, так и называется -  Состав и содержание проектной документации на строительство. В этих ДБН приведены нормативные требования по существу и назначению каждой стадии проектирования и его состава. В частности, приложения Д и Е определяют состав стадии Проект для объектов строительства производственного и непроизводственного назначения, соответственно, которая подается для получения разрешения на выполнение строительных работ. Приложения по статусу справочные, то есть, допускают как отсутствие разработки определенных документов, так и какие-то необходимые дополнительные материалы. В принципе, иначе и быть не может. Хотя все же стоило выделить позиции, которые однозначно обязательны, во всяком случае, исходные данные, расчет класса последствий, сведения с объемами работ, сметная документация, так это точно. Термин "содержание проектной документации" нормативно не определен, есть только одна норма, приведенная в разделе посвященном стадии Рабочий проект ДБН А.2.2-3:2014, это пункт 8.2. Рабочий проект является интегрирующей стадией проектирования и состоит из двух частей: утвердительной части и рабочей документации. Далее внимание - состав и содержание утвердительной части рабочего проекта, приведенные уже в упоминавшихся приложениях Д и Е. А поскольку эти приложения до этого всего определяют состав стадии Проект, то разумеется что касаются они и содержания данной стадии. И все было бы логично, если бы в приложениях, хоть что-то говорилось о содержании проектной документации. Нет там такого. То есть содержание фактически определено тождественным составом проектной документации. Думается все-таки, что это не так. Главное  - содержание проектной документации. А выбор ее состава является производным и должен отвечать задаче реализации содержания. Другими словами, состав проектной документации это набор средств, для реализации ее содержания. По-моему, содержание проектной документации – это информация о том, что, для чего, с какими характеристиками и показателями Заказчик собирается что-то построить. Информация об этом закладывается в задании на проектирование, других исходных данных. Рискну предположить, что содержание проектной документации, по сути, является основной целью разработки утвердительных стадий: эскизного проекта, ТЭО, ТЕР. На стадии эскизный проект, согласно ДБН А.2.2-3:2014, принципиально определяются требования к градостроительным, архитектурным, художественным, экологическим и функциональным решениям. А на стадии П, или РП, уже определяются, те же, градостроительные, архитектурные, художественные, экологические решения, а кроме них еще технические, технологические, инженерные решения объекта строительства. Но не функциональные требования, определенные в предыдущей стадии.

     Содержание проекта отображается в пояснительной записке, которая есть всегда, а затем формируется перечень документов, которые должны быть разработаны в составе проектной документации, для раскрытия ее содержания. Приведу пример – РП, капитальный ремонт крыши сельской школы, нередкий следует сказать случай. Нужен в таком рабочем проекте раздел о доступности к объекту строительства маломобильных групп населения? Ведь согласно пункту 9 Порядка проектирования требования по маломобильности указываются в проектной документации отдельным разделом. Не знаю, нужно смотреть содержание проектной документации на этот объект строительства. А может крыша мансардная? И в нем есть какие-то помещения, к которым должен быть обеспечен доступ. Скажете, ну, в сельской школе? А все возможно. Норма Порядка проектирования исключений не содержит. И пункт 2.2.2 унифицированной формы Акта проверки тоже действует. Там вопрос о том, что проектная документация на строительство объекта разработана с учетом, в том числе, требований доступности для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, и возможные ответы "да", "нет", "не рассматривались". И ответ будет зависеть от содержания, а не состава проектной документации. Однако все же, согласно пункту 8.4 ДБН А.2.2-3:2014 Состав разделов рабочего проекта по капитальному ремонту может уменьшаться, в зависимости от технической и технологической сложности работ. Нормальный и нужный пункт, подобные действия предусмотрены для стадий ТЕО и рабочей документации. Но почему только в зависимости от сложности работ? Скорее содержания проектной документации. Для стадии Проекта такая возможность, то есть, возможность уменьшения состава проекта, нормативно не выписана. Однако учитывая справочный статус приложений Д и Е, которым определен состав стадии проекта, теоретически ее можно допустить.

    Следовательно, вторая часть пункта 10 Порядка проектирования, которая говорит о необходимости достаточности состава и содержания проектной документации для оценки принятых решений и их реализации, вызывает ряд вопросов. Кто и как подтверждает эту достаточность? На какой стадии? Кому это нужно? Кто в этом заинтересован? Кто контролирует? Надо полагать, что на одобрительной и утвердительной стадиях, то есть в части оценки проектных решений, вердикт неявно выносит экспертная организация. Пожалуй, так как проводить экспертизу проектной документации, состава и содержания которой недостаточно? Это подтверждается положительным отчетом, в котором говорится, что документация разработана согласно исходным данным на проектирование, с соблюдением установленных требований. А, относительно достаточности проектной документации для реализации, надо думать, речь идет о том, что материалов стадии Проект достаточно  для разработки рабочей документации, которая выполняется на основании утвержденного проекта, ведь в соответствии со статьей 27 Закона Украины "Об архитектурной деятельности", заказчики и подрядчики обязаны обеспечивать строительство объектов архитектуры согласно рабочей документации. Кто работал прорабом или мастером понимает или помнит ситуацию, когда невозможно найти необходимый размер или разрез, а техника стоит. А бригадир так иронически смотрит на тебя, что же ты за документацию взял в производство?

    А на этапе получения разрешения на выполнение строительных работ, она может использоваться, во всяком случае, использовалась как последнее доказательство королей, чтобы отказать в выдаче этого разрешения. Вопрос то оценочный. Кто-то считает, что содержание, состав проектной документации достаточный, а кто-то нет. Нельзя исключить что-либо подобное и при проверке объекта строительства, во всяком случае, в составе уже упоминавшейся унифицированной формы Акта проверки пока присутствует вопрос 2.2. в котором говорится, что проектная документация разработана в том числе в соответствии с Порядком проектирования. Ну а ответа только два: "да" или "нет". Потому что проектная документация должна быть всегда и не рассматриваться такой вопрос во время проверки просто не может.

    С 18 марта 2020 года применение пункта 10 Порядка проектирования при выдаче разрешения на выполнение строительных работ перешло в статус формализованных. Объем проектной документации, которая подается в разрешительный орган, четко конкретизирован. Поэтому вопрос о наличии или отсутствии тех или иных разделов или материалов в составе проектной документации теперь, перед разрешительным органом, не стоит. Как и возможности дискуссии по этой теме. Порядком выполнения подготовительных и строительных работ утвержден утвержденный объем части проектной документации, которая подается для получения разрешения. Это градостроительные условия ограничения, технические условия, или письма об отсутствии их необходимости, расчет класса последствий, генеральный план, планы трассы внешних инженерных сетей и коммуникаций, планы этажей, фасадов, и все они в четко определенных масштабах, экспертный отчет, документ об утверждении проектной документации и оценка влияния на окружающую среду в случае необходимости. Правда, появилась другая сторона темы, так ли уж критически подавать все перечисленные документы и чертежи для каждого объекта строительства? Протоколы разрешительной комиссии ДИАМа изобилуют замечаниями типа: - не предоставлена проектная документация, в части чертежей плана трасс внешних инженерных сетей и коммуникаций. Точнее документация предоставлена, но не в том масштабе. Аналогично, по проектной документации в части чертежей плана этажей фасадов - не предоставлена проектная документация в части чертежей, схем вертикальной планировки, это необходимо в случае реставрации, не предоставлена проектная документация в части технических условий, по водоснабжению и водоотводу, или письма разработчика проекта, при отсутствии в них необходимости. Также относительно теплоснабжения и газоснабжения. Понятно, что оценить достаточность состава и содержания проектной документации на основании приведенных документов нереально. Что наводит на мысль, что разрешительные органы постепенно устраняются от ответственности за этот вопрос -  достаточность состава и содержания проектной документации. Далее можно рассуждать двояко, с одной стороны, это подготовка к передаче этой административной услуги в "третьи руки", с другой, каждый должен отвечать за свою работу. В данном случае проектировщик и экспертная организация за разработанный проект.

   Следующий контрольный аспект разработки проектной документации – это оформление документов. Нормативная основа пункта 20 Порядка проектирования. Звучит он так - оформление проектной документации должно соответствовать государственным стандартам относительно проектной документации на строительство объектов, кроме случаев разработки проектной документации с применением технологий строительного информационного моделирования, с указанием в пояснительной записке к проекту строительства, особенностей оформления проектной документации. О второй части формулировки этого пункта, так называемом "BIM", информационном моделировании зданий, в плане контроля сказать что-то трудно. На нормативные акты по регулированию этого процесса наталкиваться не приходилось, что подтверждается информационным сообщением на сайте Минрегиона от 01.06.2021 г., в котором в частности отмечается, что в Украине BIM -технологии уже применяют в своей деятельности отдельные организации, однако системное их внедрение, требует государственного регулирования, в частности, создания необходимой нормативной базы. В Минрегионе начата разработка около 20 Национальных стандартов, которые должны обеспечить внедрение BIM -технологий. От себя скажу, никаких проблем с соблюдением стандартов по оформлению проектной документации, в первую очередь, чертеж, при автоматизированном изготовлении их, не возникало. В настоящее время основными стандартами оформления проектной документации являются ДСТУ Б А.2.4-4:2009 Основные требования к проектной и рабочей документации. В протоколах разрешительной комиссии ДИАМ найти замечания типа, проектная документация разработана без соблюдения пункта 20 порядка проектирования и упомянутого ДСТУ не редкость, часто встречается и замечания типа чертежи генерального плана не отвечают требованиям ДСТУ Б А.2.4-6:2009 Правила выполнения рабочей документации генеральных планов. То есть, пока этим вопросам уделяется внимание. Думаю, не только меня волнует вопрос, что будет после смены Порядка приобретения права на выполнение строительных работ.

  Любая норма содержащая слова "имеет", "должна", "нужно", не лишена смысла лишь тогда, когда она хоть изредка проверяется. В этом контексте, рассмотренные пункты 10 и 20 Порядка проектирования, как раз таковы. Как нетрудно догадаться после смены Порядка приобретения права на выполнение строительных работ, на этой стадии они уже вряд ли будут проверяться. И некому их уже будет проверять. Остаются контрольные проверки. Но какой смысл проверять проектную документацию объекта строительства, когда она уже запущена в производство?

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2025. Все права защищены