Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№23. Открытие общего журнала работ

     Сегодня предлагаю рассмотреть комплекс мер, которые должны быть выполнены до начала выполнения строительных работ. Речь пойдет о журналах работ, прежде всего об общем журнале.

    Но сначала не могу удержаться от удивления, что ведению журналов работ не нашлось места в единой государственной электронной системе в сфере строительства. Это притом, что все журналы предоставляются при осмотре объекта в процессе принятия его в эксплуатацию. Так почему сразу не вести их в электронном формате, как и другую исполнительную документацию, которая достаточно хорошо структурирована и формализована, для перевода ее в «цифру»?

   Позволю себе исключительно объективное наблюдение: все объекты строительства в процессе их создания или изменения проходят 3 фазы, на первой градостроительной, решается вопрос интеграции объекта строительства в существующую градостроительную среду: это выдача градостроительных условий и ограничений, строительного паспорта, технических условий и т.д. Далее объект переходит в архитектурную фазу: разработка проектной документации, экспертиза, и как завершение этого процесса – обретение права на выполнение строительных работ. И только на третьей, строительной фазе объект строительства становится фактически объектом строительства в практическом понимании этого термина. Первым двум фазам, градостроительным и архитектурным, уделено достаточно внимания и места, как в электронной системе, так и в порядке их контроля. А вот с электронной документализацией собственно процесса строительства, пока все плохо, не интересен он для диджитализации.

   Почему не интересно? Законами и нормативно-правовыми актами достаточно детально определены этапы приобретения права на выполнение строительных работ и принятие объекта в эксплуатацию. А происходящее между этими событиями, то есть организация технологии строительного производства, от которых собственно и зависит качество строительства, оставлено на уровне государственных строительных норм. Это притом, что нормативно-правовыми актами установлен порядок проектирования и экспертизы проектов, проведение авторского и технического надзора, проведение технического обследования и даже технической инвентаризации. В какой-то мере эту нишу заполняют, утвержденные правительством, общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, далее буду называть просто общие условия. Но чтобы полностью диджитализировать процесс строительства, в частности, ведение исполнительной документации, нужно углубляться в ДБН. А это не всем наверное и интересно, и по силам. Поэтому утверждение соответствующего нормативно-правового акта, не только сняло бы немало вопросов, которые накопились в этой сфере, но и позволило бы их цифровизовать.

 Далее по существу: общий журнал и специальные журналы отдельных видов работ, относящиеся к исполнительной документации. Согласно ДБН "Организация строительного производства", общий журнал работ является основным первичным производственным документом, воспроизводящим технологическую последовательность, сроки, качество и условия выполнения строительных работ на объекте строительства. Можно ли сформулировать еще точнее? Не думаю.

   Ну и нужно добавить, что согласно определениям, приведенным в общих условиях, журналы работ, как и другая исполнительная документация, отнесены к документам о выполнении договора подряда, то есть документов о ходе выполнения договора подряда, соответствии работ и материальных ресурсов, нормативным требованиям. Согласно этим документам, подрядчик обязан обеспечить заработную плату и передать заказчику в установленном порядке, так говорит пункт 31 Общих условий. Общий журнал работ, можно сказать, существовал постоянно, во всяком случае, еще в СНИПе 1985 года "Организация строительного производства" определялось, что на каждом объекте строительства, необходимо вести общий журнал работ. В действующей редакции ДБН слово «каждом» отсутствует, хотя в редакции ДБН в 1996 году еще присутствовало. В то же время, исключений, когда общий журнал работ не ведется, тоже не указано, то есть по умолчанию получается, что общий журнал должен вестись на каждом объекте строительства. Говорить о структуре, составе журналов работ, дело не очень благодарное, столько лет ведутся, всем знакомы и привычны. К тому же ДБН содержит указания по ведению журналов. Хотя вопросов к заполнению тех или иных позиций немало, остановлюсь только на уязвимых моментах с точки зрения государственного контроля за ведением общего журнала работ. Как известно, согласно обязательному приложению А ДБН «Организация строительного производства», общий журнал работ состоит из первой или титульной страницы, шести таблиц и последней страницы. Согласно указаниям, титульный лист или первая страница общего журнала работ заполняется до начала строительства, генеральной подрядной строительной организацией, с участием проектной организации и заказчика. Сразу вопрос, что считать началом строительства? Вопрос не риторический, ответ на этот вопрос можно найти в общих условиях, пунктом 5 которых, к существенным условиям договора подряда отнесены сроки начала и окончания работ, далее в скобках указано строительство объекта. Именно они очевидно и должны указываться на первой странице общего журнала, как начало работ по договору. И очевидно, что именно к этой дате должна быть заполнена первая страница общего журнала, в которой, в соответствующий момент, будет проставлена дата фактического начала строительных работ. Сам же журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью издавшей его строительной организации. Так, во всяком случае, пока не произойдет его цифровизация. Вот вам первый контрольный рубикон. Было бы логичным, каким-то образом, согласовывать даты открытия общего журнала работ с датой получения права на их выполнение, так как нередко между этими датами существует немалый промежуток времени, который в определенных случаях имеет значение, например, целесообразность включения объекта строительства в план проверок, если еще не открыт общий журнал работ. Далее возникает вопрос о необходимости подписания титульного листа главным инженером проекта, указано только ГИПом, но обычно имеется в виду и ГАП. Это так сказать рудименты профессиональных «заморочек». Кто нормативный документ составлял? Строители не видят ГАПа, а архитекторы ГИПа. Если подразумевается обеспечение авторского надзора, то можно было бы так и записать, как это ниже сделано для технического надзора, но существующая запись более эффективна. Таким образом, ГИП или ГАП фактически свидетельствуют о наличии разработанной рабочей документации, без которой начинать строительные работы невозможно. Следовательно, если ГИП или ГАП или оба вместе поставили свои подписи на титульном листе общего журнала работ, а рабочей документации нет - вопрос для контроля. Иными словами, если до даты начала работ по договору, рабочая документация не разработана, то она должна быть разработана до фактической даты начала работ, поскольку и ГИП и ГАП осуществляют если не разработку, то точно авторский надзор за ее разработкой.

 Второй контрольный рубикон. Как уже отмечалось, титул заполняется с участием заказчика. В редакции 1996 года ДБН, для него вместе с инженером технического надзора, была предусмотрена отдельная позиция, теперь в ней указан только инженер технического надзора, который надо думать, и отвечает за заказчика. Ну и стоило бы тогда  добавить еще инженера-консультанта, если он конечно есть.

 К шести таблицам, из которых собственно и состоит тело журнала работ, вопросов тоже немало. Таблицам уже 25 лет, потому что в новом ДБН фактически они такие же, как и в редакции 1996 года, которая повторяет практическую редакцию еще в 1985 года. Понятно, что таблицы заполняются в процессе выполнения работ, для того они собственно и предназначены. Заполняются в соответствии с указаниями, приведенными в приложении А ДБН, которые тоже фактически неизменны с 1996-го года а то и с 1985. Не буду комментировать, они ведь действуют, а значит, их нужно выполнять. С точки зрения контроля внимание могут вызвать следующие моменты. Таблица А2  должна быть согласована с перечнем работ, для которых необходимо составление актов на скрытые работы и актов промежуточного принятия ответственных конструкций, которые в соответствии с пунктом 9.2. ДБН «Состав и содержание проектной документации для строительства» входят в состав рабочей документации. Эти перечни приводятся согласно ГОСТу «Основные требования к проектной и рабочей документации», в общих указаниях каждого основного комплекта рабочих чертежей. Таблица А5 должна быть согласована с таблицей Ж2 - сведения объемов основных строительных работ, содержащейся в проекте организации строительства. В общем, для квалифицированного проверяющего, анализ и сопоставление таблиц А2, А5 и Ж2 и рабочей документации ответят на вопросы надлежащего или ненадлежащего ведения общего журнала работ. Плюс сравнение записей в таблице А5 с визуальным обзором выполнения работ, ведь виды работ указанные в таблице Ж2 Проект организации строительства должны быть отражены в таблице А5 общего журнала работ, как минимум через одну запись, хотя на практике их как правило несколько. А в таблице А2, не могут быть не указаны акты, предусмотренные рабочей документацией. Отсюда алгоритм проверки, сначала изучается рабочая документация и проект организации строительства, визуально фиксируется состояние объекта строительства, и записи в таблице А5, и все это сравнивается. Если все хорошо, тогда можно говорить да на пункт 5.2 унифицированного Акта проверки, который звучит следующим образом - по результатам выполненных строительных работ, надлежащим образом и в полном объеме оформлена исполнительная документация, понятно что в части ведения общего журнала работ. А если нет? Тогда вопрос к таблицам А2 и особенно А6, правильно ли организован контроль? Можно заметить, что к исполнительной документации относится еще журнал авторского надзора, и проверяется он по отдельному пункту унифицированного акта, это пункты 4.6, 4.7, это так и об авторском надзоре еще обязательно поговорим в отдельной статье, а тут лишь отмечу, что согласно указаниям ведения общего журнала работ, в таблицу А6 вносятся и замечания представителей авторского надзора, то есть записи в журнале авторского надзора, это форма В6 приложения В Руководства по проведению авторского надзора за строительством, и таблицы А6, должны быть синхронизированы, если не идентичны, причем приложение к ДБН Организация строительного производства, в котором приведена форма общего журнала работ, и указания по его ведению, имеет статус обязательного, а приложение с формой журнала авторского надзора  - справочного. Не уверен, что все представители авторского надзора знают об этом. Как и инженеры технического надзора кстати тоже.

 Интересна ситуация с проектом выполнения работ, в плане общего журнала работ. Там он не упоминается, может и правильно, потому проект выполнения работ разрабатывают в том числе и субподрядчики, то есть их может быть несколько, и не все они известны в начале работ. Но в специальном журнале, проект выполнения работ указывается, вместе с разработавшей его организацией, то есть получается что генподрядчик тоже должен вести специальный журнал на те работы которые он выполняет. А где иначе указывать проектом выполнения работ? Думаю это не так. Наличие разработанного проекта выполнения на работы выполняемых генподрядчиком по аналогии с генпроектной организацией относительно наличия рабочей документации, свидетельствует генподрядчик, подписью уполномоченного лица, на титульной странице общего журнала работ при его открытии.

   Итак, краткое резюме, чтобы открыть общий журнал работ, то есть, непосредственно приступить к их осуществлению, нужно иметь в наличии договор генподряда и договоры субподряда, если субподрядчики сразу приступают к выполнению работ, рабочей документации, ну и проекта выполнения работ. Исключить ситуацию когда все перечисленные действия выполнены до момента обретения права на выполнение строительных работ теоретически нельзя, хотя на практике это маловероятно, а потому как для меня в условиях диджитализации было бы логичным отмечать в электронной системе фактическое начало строительных работ, то есть фиксировать подконтрольность объектов строительства и отсчет продолжительности строительства, которая как я отмечал в начале, в определенных ситуациях, может иметь существенное значение.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2025. Все права защищены