Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№27. Регулирование процесса выполнения подготовительных работ.

  Сегодня речь будет о недостаточно приятных неожиданностях регулирования процесса отдельного выполнения подготовительных работ, которые прослеживаются в рамках введенной единой государственной электронной системы в сфере строительства, подчеркиваю отдельное выполнение, то есть до начала основного строительства. Такие работы, выполняются на основании проекта подготовительных работ, но, как можно судить по анализу порядка ввода электронной системы, наборов данных и электронных документов в ее составе, система пока не видит такого отдельного проекта. Поэтому дальше будем говорить об этом подробнее, а пока несколько общих соображений. Стоит сказать, что в целом подготовительные работы, есть практически на каждом объекте строительства. Где-то больше, где-то меньше, где-то проще, а иногда сложнее основного проекта, в частности, взять известные случаи переноса зданий. Такие переносы просто так не делались, они открывали возможность, например, для реконструкции уличной сети, чем не подготовительные работы? В своем подавляющем большинстве подготовительные работы выполняются в составе основного проекта, по одному приобретенному праву на выполнение строительных работ. На долю случаев отдельного выполнения подготовительных работ, а это обычно большие строения, приходится всего несколько процентов от общей численности объектов строительства. Однако это не значит, что таких случаев не может быть вообще, вопрос решает заказчик и такая возможность у него всегда была. Не буду углубляться в историю, когда в свое время можно было получить разрешение на выполнение даже определенной строительной работы или нескольких таких работ, что в принципе соответствует и названию разрешения, разрешение то на выполнение строительных работ. Причем для получения такого разрешения можно было предоставлять только ту часть проектной документации, которая необходима для выполнения такой работы или работ. Среди них обычно могли быть, да и были, подготовительные работы. Затем последовал Закон Украины "О планировании и застройке территории", принятый в 2000 году, предшественник сегодняшнего Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности". Тот закон сперва просто не видел подготовительных работ. Но в 2008 году, по настойчивым требованиям ведущих застройщиков, закон получил новую статью 28 прим-1, которая так и называлась, разрешение на выполнение подготовительных работ. С нее и начнем.

   Главной новеллой этой статьи, было выделение в отдельный утвердительный документ, проекта подготовительных работ, который в дальнейшем становился разделом общей проектной документации. То есть для заказчиков, желавших подготовить строительную площадку к основному строительству, пока разрабатывалась проектная документация, алгоритм действий выглядел достаточно понятно. Требовалось определиться с проектировщиком, составить вместе с ним задачу на проектирование, которым предусмотреть разработку проекта подготовительных работ, и определить его разработчика, если проектировщик не желал, или в силу каких-то обстоятельств не мог разработать его сам. Далее разработать и утвердить проект подготовительных работ, если необходимо, после проведения экспертизы. Палитра содержания и состава этих проектов необъятна. От тривиального проекта выполнения работ, когда речь идет об ограждении строительной площадки или складировании строительных материалов, до реконструкции систем и сетей, которые в этом случае скромно называются выносом инженерных сетей. И, наконец, получать право на выполнение подготовительных работ и спокойно выполнять их. Именно выполнять, потому что в соответствии с пунктом 70 общих условий заключения и выполнения договоров подряда, необходимые для использования строительной площадки подготовительные работы, выполняет именно заказчик. Однако договором подряда может быть предусмотрено участие подрядчика в такой подготовке, что обычно делалось и делается. Такая схема работала и после принятия в 2011 году Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности". Но из статьи 35 этого закона, регулирующей вопросы выполнения подготовительных работ, был изъят перечень документов, для получения права на подготовительные работы, а с ним и нормы об утвержденном проекте подготовительных работ.

 И вот наступила "Эра цифры", с нее, точнее ее разработчиков, собственным видением путей регулирования, немалого количества устоявшихся процедур строительной деятельности. В форме сообщения, о начале подготовительных работ, ни слова о проекте подготовительных работ не упоминается. Упоминается только проектная документация и авторский надзор в целом. Далее сообщение трансформируется в электронный документ, я не нашел в нем информацию о проекте подготовительных работ, скорее всего, она в комплексном типе данных "сведения об объекте". Смотрим, есть информация о наличии проектной документации на строительство объекта, отдельно о проекте подготовительных работ опять-таки ни слова.

 Что означает наличие проектной документации для электронной системы? Для регистрации сообщения о начале подготовительных работ, достаточно скачать только проект подготовительных работ? Хочу верить что да, в нормативной базе, конкретного ответа не нахожу. Читаю пункт 88, порядок ведения электронной системы, проектная документация на строительство объекта в электронной форме, загружается в электронную систему, генеральным проектировщиком, с наложением им электронной подписи. На проектную документацию, накладывается подпись главного архитектора и, или, главного инженера, а на отдельные разделы проектной документации на строительство объекта, также накладывается электронная подпись разрабатывавших ее лиц. А проект подготовительных работ является отдельным разделом проектной документации, поэтому в принципе можно предположить автономную загрузку проекта подготовительных работ, ведь о загрузке проектной документации, исключительно в полном объеме речь не идет, что лишний раз подчеркивает, что электронная система будет действовать так, как запрограммируют ее создатели. Неутешительное предположение.

 Ну и теперь о том, допускает ли нормативная база, разработку проекта подготовительных работ, как отдельного проекта, который станет обычно разделом проектной документации. Рассматривается обычно случай, когда есть необходимость выполнить подготовительные работы до начала основного строительства. Для этого проанализируем нарезку нормативных требований. Действительно ДБН "Организация строительного производства", в определениях так и утверждает, что подготовительные работы - это работы, которые должны обеспечивать возможность развертывания и осуществления строительных работ, то есть основного строительства. Далее хочу обратить внимание, на своего рода, концептуальный пункт 6.3.1. Подготовительные работы выполняются в соответствии с утвержденной документацией, в том числе проектом подготовительных работ. Обратите внимание, согласно утвержденной документации, без слова проектной – это описка? Или это конкретное содержание, кто сейчас скажет? Должны читать как есть, так как можно толковать этот пункт?

 Ну во-первых, это то, что проект подготовительных работ должен быть всегда, если есть такие работы. Такой смысл имеет выражение среди них.

 Во-вторых, проект подготовительных работ должен быть утвержден, но каким образом? Непростой вопрос. Согласно определению, проект подготовительных работ - это отдельный раздел проектной документации, ни к одной из стадий проектирования он прямо не отнесен. Более того, в зависимости от сложности подготовительных работ, вполне можно предположить, что и сам проект подготовительных работ может иметь стадии проектирования. Проект подготовительных работ разрабатывается генеральным проектировщиком или, по его решению, другими организациями соответствующего направления. Учитывая определенные нюансы утверждения задания на проектирование, проект подготовительных работ может разрабатываться, не раньше, чем после определения генерального проектировщика, точнее, заключения договора на выполнение проектных работ по строительству объекта. Теперь моделируем ситуацию, если проект подготовительных работ, утверждается отдельно, это открывает путь к его разработке и реализации в короткий, после определения проектировщика, срок. А если проект подготовительных работ утверждается в составе утвердительной стадии проектной документации, а это проект или рабочий проект, то нетрудно представить, когда можно будет начинать подготовительные работы. Да и какой смысл получать на них отдельное разрешение, когда уже утвержден проект. В своих рассуждениях исхожу из того, что "первую скрипку" должны играть приоритеты заказчика. Нормативная база, должна быть для него и в его интересах, а не наоборот. К тому же, могу сказать, что сама идея возможности выполнения подготовительных работ, закладывалась при введении в 2008 году норм по отдельному приобретению права на выполнение подготовительных работ.     Стою на той позиции, что в данном случае, речь идет о банальном добавлении разработанного и утвержденного заказчиком проекта подготовительных работ в состав общей проектной документации.

 Итак, на мой взгляд, нормативная база допускает осуществление подготовительных работ по разделу проектной документации, проекту подготовительных работ. Как и его разработка вне стадий проектирования. А если да, то вопрос к электронной системе. Знает ли она, точнее научили ли ее создатели, о таких аспектах строительства, как автономное выполнение подготовительных работ? Хотелось бы, чтобы вопрос не был риторическим, хотя лучше, чтобы он был четко нормирован, как это было сделано в свое время, или хоть разъяснен Минстроем. Рискну заявить, что электронной системе, чтобы она способствовала работе участникам строительства, а не наоборот, на достаточно длительный период требуется профессиональное сопровождение, чтобы специалисты оперативно рассматривали определенные нестыковки нормативной базы и устоявшейся практики, с учетом их критичности и пропускали документы в дальнейшую работу, если это возможно, а не блокировали по формальным признакам. В свое время в перечне работ, подлежащих лицензированию в строительстве, значилось выполнение пусконаладочных работ. Что-то мне так, кажется, что оно здесь совсем не помешало бы. До встречи!

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2025. Все права защищены