№28. Акты на скрытые работы и их исполнители.
"Что будет если проектировщик, поленился указать, какие именно нужно делать акты скрытых работ или промежуточной приемки, и ссылается на перечень согласно ГБНа, мол выберите сами и делайте. Коллизия получается, технадзор в таком случае может потребовать больше чем нужно".
Примеры подобных, с позволения сказать, лености проектировщиков не единичны. Не всегда они невинны. В условиях определенной бесконтрольности процедуры составления актов на скрытые работы, эта ситуация напоминает известную детскую игру, кто будет лишний раз ставить подпись и натягивать на себя ответственность?
В свое время Валерий Иванович Череп, глава Госстроя в 2001-2005 годах, когда обнаруживал безответственные подписи, подшучивал над такими подписантами. Говорил: - вы ведь не на футбольном мяче расписываетесь. Ведь акты на скрытые работы нужны не тогда, когда все хорошо, а когда нужно найти крайнего. К сожалению, так бывает. Да и составленные в полном объеме, и в установленном порядке акты, тоже не дают стопроцентной гарантии качества и безопасности. Проблема может быть совсем другой, и тогда, наличие подобных актов становится подарком судьбы. Пример приведу в конце статьи. Так что будем разбираться, кто и в какой степени отвечает за составление актов на скрытые работы, точнее на закрытие скрытых работ.
Первоначально теория. Государственные строительные нормы "Организация строительного производства", категорические и лаконичные, скрытые работы - это строительные работы, результаты которых закрываются последующими работами, и требуют перед этим подтверждения их соответствия требованиям проектной документации. Приемка скрытых работ, осуществляется непосредственно перед выполнением скрывающих их работ, о чем составляется акт по определенной этими же ДБН форме. То есть, даты актов и записей в общем журнале работ, должны быть согласованы, проверить это не сложно. И самое главное, перечень скрытых работ и ответственных конструкций, на конкретном объекте строительства, для которых необходимо составление актов, приводится в рабочей документации. Дальше буду говорить только за скрытые работы, но понятно, что в значительной степени это касается и ответственных конструкций. Надо сказать что, хотя в ДБН "Состав и содержание проектной документации на строительство" в составе рабочей документации, позиция относительно наличия актов скрытых работ отсутствует, это все же не так, потому что об этом отдельно сказано в пункте 9.2 этого же ДБН.
А согласно ДСТУ "Основные требования к проектной и рабочей документации", перечень видов работ, для которых необходимо составление актов на скрытые работы, приводится в общих данных по рабочим чертежам, а это первый лист каждого основного комплекта рабочих чертежей, которые, как известно, являются основными составной частью рабочей документации. Но подчеркиваю, указывается перечень видов работ, и это правильно, потому что на один и тот же вид работ, в зависимости от организации строительного процесса, может быть составлено несколько актов. Например, для выполнения одного и того же вида работ, в определенных осях, или на определенных этажах. На стадии проектирования это предусмотреть практически невозможно, поэтому действительно проектировщику целесообразно указывать виды работ. Но указывать, потому что ДБНом определены только основные виды работ и конструкций, на которые должны быть составлены акты, на самом деле могут быть и другие скрытые работы, технологии и материалы на месте не стоят. Список фактически составленных актов по мере их составления, отображается в таблице А2 общего журнала работ. Там же указывается конкретное местонахождение скрытых работ, да и в самом акте тоже указывается конкретная информация. Подписывают эти акты подрядчик, технический и, как правило, авторский надзор. Поэтому далее предлагаю рассмотреть сферу полномочий и обязанностей каждого из них в процессе формирования и подписания актов.
Если исходить из того, что рабочая документация, является проектной документацией, то лень проектировщиков, относительно не указания перечней актов на скрытые работы, не так уж невинна, так как проектировщик, с головой подпадает под установленную законодательством норму ответственности. А именно, за передачу заказчику проектной документации, для выполнения строительных работ на объекте строительства, разработанной с нарушением требований строительных норм, государственных стандартов и правил. А нарушение двух ДБН и национального стандарта. Это при том, что ДБН "Организация строительного производства" предусматривает в составе производственного контроля качества строительных работ, входной контроль проектной документации, а значит и рабочей документации, однако содержание и механизм этого контроля нормативно не раскрыт. Поэтому остается надеяться на пояснительную записку к проекту выполнения работ, где должны быть указаны меры по обеспечению качества выполнения работ, в частности, и осуществление входного контроля проектной документации. Что-то так кажется что и госархстройконтроль не очень озабочен этими вопросами, хотя при принятии в эксплуатацию объектов класса СС2 или СС3, предоставляется рабочая документация, и если в ней не указан перечень актов на скрытые работы, то что дальше делать? Даже если по факту акты составлены, дорабатывать рабочую документацию и подгонять под нее составленные акты задним числом как-то не правильно. Ну и задавать вопрос о целесообразности действия такого сертификата проектировщика. Рано или поздно рабочая документация попадает к инженеру технического надзора. В его функции входит проверка соответствия выполненных строительных работ, проектным решениям, требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил. Я бы все-таки считал, что проверка соответствия проектной документации, потому что проектные решения предусматриваются проектной документацией, состав и содержание которой, должен быть достаточным для оценки этих решений, при этом, на всех стадиях проектирования, а значит и на стадии рабочей документации. Но в функцию технадзора не входит проверка проектной документации, но входит проверка соответствия выполненных работ строительным нормам. То есть, у инженера технадзора, формально нет полномочий, требовать составления актов на скрытые работы, которые не предусмотрены рабочей документацией, но не может и скорее всего не должен пройти мимо того факта, что на работу, результаты которой будут скрыты, рабочей документацией не предусмотрено составление акта на ее скрытие.
Что он должен делать? На мой взгляд, доступными средствами требовать внесения изменений или дополнений в рабочую документацию. А если это не удается, согласно порядку осуществления технадзора, уведомлять соответствующий государственный контрольный орган. А может, ничего не делать, думаю, ответ каждый сформирует самостоятельно.
И, наконец, подрядчик. Его функции, определены общими условиями заключения и выполнения договоров подряда на капитальное строительство. Пункт 31, подрядчик обязан обеспечить ввод и передачу заказчику в установленном порядке документов о выполнении договора подряда, в составе которых, в том числе, указанные акты на скрытые работы. Прием скрытых работ осуществляется в рамках приемного контроля. А как этот приемный контроль должен осуществляться, опять же приводится в пояснительной записке к проекту выполнения работ. К этому можно добавить примечание к форме последней страницы акта на закрытие скрытых работ, в котором указано, что руководитель генподрядной организации, не позднее чем через пять рабочих дней, информирует участников о дате и месте проведения работы. В журнале, «Вестник Госарстройинспекции №5», за далекий уже теперь 2015 год, была опубликована история о практическом значении ведения исполнительной документации, к которой, понятно относятся и акты скрытых работ. Сейчас только основные фрагменты, - при строительстве 9-этажного общежития, на монолитной железобетонной плите, на седьмом этаже, по зданию пошла вертикальная трещина. Сразу было собрано совещание, с участием всех участников строительства, заказчика, проектанта, технадзора, авторского надзора, которые, разумеется, первым делом истребовали исполнительную документацию – журнал работ и акты на скрытые работы. Направление мнений было очевидно, отсутствие этих документов, или соответствующих записей в журнале выполнения работ сразу выставляло на первое место, по ответственности, подрядчика - строительную организацию. Но на объекте, слава Богу, как говорится, с этими документами был порядок, а потому увидев в этих документах, еще и свои подписи, участники строительства, претензий к строителям уже не было. Стало абсолютно понятным, что строительные работы выполнены в соответствии с проектной документацией и строительными нормами а, следовательно, не могли стать причиной возникновения трещины. Трудно и не очень приятно представлять, что ожидало бы мастера и прораба, если бы, например, отсутствовал акт на армирование железобетонной плиты фундамента. Что дальше делать? Разбивать плиту? Показывать шаг и диаметр арматуры? Места и способ ее вязки? Везти бетон на испытания в лаборатории? и так по всем прочим выполненным работам. За чей счет это делать? А теперь представьте, что рабочей документацией не был предусмотрен перечень актов скрытых работ. На кого бы указала стрелка?
Коротко, для тех, кто не читал статью, почему это произошло? Выяснилось, что во время проведения изыскательных работ были пробурены только две скважины, вместо предусмотренных трех, и не придумали ничего лучшего, исполнители изыскательных работ, как интерполировать показатели третьей скважины по двум предыдущим. Понятно, что третья скважина по показателям стала идентичной двум предыдущим. А на самом деле, в том месте, где она должна была быть, находилась водяная линза. Поэтому почти построенное здание, одной секцией, опиралось как раз на него. Закрепить почву на такой линзе, не было никакой возможности, но этого могло бы и не быть, и не выясниться, если бы не было в наличии актов на скрытые работы. Не буду констатировать очевидный ответ, кому больше всего нужны акты на закрытие скрытых работ. До встречи!