Плановые проверки Госархстройинспекции и их результаты уже доступны в режиме онлайн
Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины присоединилась к работе по наполнению и усовершенствованию модуля планирования мероприятий государственного контроля в рамках Меморандума о сотрудничестве с BRDO.
На данный момент к онлайн системе подключены все 24 территориальных органа ГАСИ, а также опубликованы 3728 записей о запланированных мероприятиях архитектурно-строительного контроля.
С помощью пилотного модуля планирования мероприятий госконтроля автоматически сформирован проект Плана осуществления комплексных мероприятий госконтроля на 2018 год на основе предложений органов госконтроля.
«Только через взаимодействие бизнеса и органов контроля можно достичь высокого качества и безопасности объектов строительства в Украине. Сегодня основным приоритетом работы ГАСИ стало не наказание нарушителей, а предотвращение нарушений в сфере строительства, информативно-консультационная деятельность, чтобы все участники градостроительного процесса были уверенны, что их инвестиции надёжно защищены государством», - подчеркнул Глава Госархстройинспекции Алексей Кудрявцев. Проверить, включён ли конкретный субъект хозяйствования в проект Плана осуществления комплексных мероприятий госконтроля на 2018 год, можно бесплатно и без регистрации на сайте «ИАС ДНК».
По словам Главы BRDO Алексея Гончарука, с момента подключения ГАСИ прошло чуть менее недели, но уже сейчас в системе можно найти информацию о более чем 600 проверках.
Плановые проверки Госархстройинспекции на 2018 год можно посмотреть по ссылке: https://inspections.gov.ua/regulator/planned-inspections?id=56
Когда начинается контроль над объектом строительства?
Создание объекта строительства подразумевает множество процессов, которые выполняют разные субъекты градостроительства. Согласно законодательству, проектирование и строительство объектов осуществляются собственниками или пользователями земельных участков в таком порядке (ст. 26 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»):
- получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;
- разработка проектной документации и проведение в предвиденных случаях её экспертизы;
- утверждение проектной документации;
- выполнение подготовительных и строительных работ;
- принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;
- регистрация права собственности на объект градостроительства.
На всех этих этапах (кроме последнего) принимаются решения, от которых, в конечном счёте, зависит прочность, устойчивость, надёжность и безопасная эксплуатация объекта. А если это так, то эти решения, видимо, должны быть под контролем. Так ли это на практике? Вопрос довольно актуален и непосредственно связан с процессом строительства и касается не только всех субъектов градостроительства, но и будущих владельцев и пользователей объекта строительства, а именно: когда относительно объекта строительства может начаться осуществление государственного архитектурно-строительного контроля?
Когда объект становится подконтрольным органам госархстройконтроля? Иными словами, какая дата или какое событие является точкой отсчёта, от которой при имеющихся основаниях могут осуществляться проверки соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил?
В процессе работы над этой темой было услышано множество мнений специалистов строительной сферы. Одни утверждали, что объект становится подконтрольным органам госархстройконтроля с момента начала процедуры получения права на выполнение подготовительных или строительных работ, т.е. с момента получения разрешения на выполнение строительных работ (либо отказа в выдаче разрешения) или подачи заказчиком сообщения о начале выполнения строительных (или подготовительных) работ. Другие – что с момента получения градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка в уполномоченных органах архитектуры и градостроительства. Также некоторые утверждали, что с момента утверждения проектной документации. Были и другие точки зрения.
Безусловно, получив градостроительные условия и ограничения земельного участка, заказчик уже имеет сформированные намерения застройки и уже на этом этапе должен придерживаться установленных требований. Но согласиться с тем, что с момента получения заказчиком градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка в органах госархстройконтроля появляется право контроля касаемо указанного объекта, довольно сложно. Так как градостроительные условия и ограничения являются решением органа власти, а не заказчика или проектировщика, которые никаким образом не могут за него нести ответственность. Даже если в заявлении и в добавленных материалах они указывали недопустимые параметры. Для этого и существуют органы архитектуры и градостроительства, чтобы «отфильтровать» всё недопустимое.
Бесспорным является только тот факт, что указанные градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка могут быть проверены в рамках надзорных процедур в области соблюдения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности уполномоченными органами архитектуры и градостроительства.
Что касается подконтрольности объекта лишь после получения права на выполнение строительных работ, стоит акцентировать внимание на том, что некоторые подконтрольные действия выполняются намного раньше.
Так как единогласных мнений касаемо указанного вопроса у специалистов нет, данный вопрос стоит рассматривать сквозь призму применения норм законодательства.
Ракурс этого вопроса сводится к наличию:
а) обязанностей субъекта градостроительства выполнять определённые законодательные нормы;
б) ответственности субъекта градостроительства за невыполнение предвиденных обязанностей.
Говоря об этих двух аспектах, стоит отметить, что у каждого из участников строительного процесса есть свои обязательства, за выполнение которых во время выполнения подготовительных и строительных работ, архитектурных, инженерно-технических и конструктивных решений, применение строительной продукции каждый из них несёт ответственность.
Во время осуществления госархстройконтроля проверяется деятельность субъектов градостроительства относительно конкретного объекта строительства, т.е. под проверку подпадают заказчики строительства, проектные, экспертные и подрядные организации, лица, которые задействованы для выполнения отдельных видов работ.
Чтобы определиться с точкой отсчёта контроля, необходимо понимать, какие именно действия субъектов градостроительства могут быть проконтролированы и за что именно установлена ответственность.
Учитывая технологическую цепочку создания объекта строительства и виды нарушений, за которые по законодательству установлена ответственность (о самой ответственности позже), касаемо заказчика (если не брать во внимание самовольное выполнение строительных работ), ответственность, на первый взгляд, наступает только после получения права на выполнение подготовительных и/или строительных работ.
Что касается проектной и экспертной организации, стоит отметить, что для них установлена ответственность за передачу заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте строительства, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов градостроительства, стандартов и правил, в т.ч. за несоздание жилищной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, необспечение приборами учёта воды и тепловой энергии, а также за понижение класса последствий (ответственности) объекта строительства.
Если выполнены два основных действия: разработка и передача проектной документации заказчику, то актуальна и сама проверка деятельности проектной и экспертной (в случае проведения экспертизы) организации, так как уже на данном этапе появляется ответственность за выполнение этих действий с нарушениями.
Хотя, здесь есть одна загвоздка. С одной стороны, проектную документацию на экспертизу подаёт заказчик. Сделать это он может только после передачи ему проектной документации проектировщиком. А поскольку есть факт передачи – то это уже является ответственностью проектировщика.
С другой стороны, экспертиза есть финальным этапом разработки проектов строительства. Получается, что переданный на экспертизу проект еще не является завершенным проектом. Наверное, на этом и стоит остановиться и считать эту ситуацию подконтрольной только после проведения экспертизы проекта.
Что правда, возникает следующий вопрос: а если во время поведения экспертизы в проекте обнаружены нарушения исходных данных или строительных норм – должен ли нести за это ответственность проектировщик?
За передачу заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте строительства, разработанной с нарушениями, установлены значительные штрафы: согласно Закону Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» (дальше – Закон):
а) для проектной организации – в размере девяноста прожиточных минимумов для дееспособных лиц (с 01.01.18 – 158580 грн, с 01.07.18 – 165690 грн, с 01.12.18 – 172890 грн);
б) экспертная организация – в размере восьмидесяти пяти прожиточных минимумов для дееспособных лиц (с 01.01.18 – 31716 грн, с 01.07.18 – 33138 грн, 01.12.18 – 34578 грн).
Кодексом Украины об административных правонарушениях (дальше - Кодекс) для главного архитектора проекта, главного инженера проекта, эксперта, других ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), относящихся к созданию объектов архитектуры, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат, от двух до трёх тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (сейчас – 34000-51000 грн).
Как предположение, можно рассматривать, что точкой отсчёта – датой начала подконтрольности проектировщика и экспертной организации является момент передачи проектной организацией заказчику проектной документации.
И казалось бы, на первый взгляд, что так оно и должно быть, поскольку ответственность подрядных организаций (за исключением случаев самовольного строительства), лиц, ответственных за осуществление авторского и технического контроля, наступает за нарушения во время выполнения работ, уже после разработки и передачи проектной документации.
Для того, чтобы наверняка убедиться, что первого можно проверять только проектировщика, дополнительно изучено обязательства заказчика, которые могут быть проконтролированы во время осуществления мероприятия госархстройконтроля и за которые заказчик может быть привлечён к ответственности.
В поле зрения оказалась обязанность заказчика, которая определена статьёй 27 Закона Украины «Об архитектурной деятельности»: «не включать к заданию на проектирование требований, которые противоречат требованиям законодательства Украины, утверждённой градостроительной документации, государственным нормам, стандартам и правилам».
И сразу же предположение, что точкой отсчёта для госархстройконтроля является проверка выполнения установленных требований проектной организацией, отпадает, так как формирование задания на проектирование предшествует разработке проектной документации. Рассматривая эту обязанность заказчика, между специалистами велись дискуссии о том, что заказчики не всегда являются специалистами в сфере градостроительства и нередко далеки от знания и понимания установленных требований к заданию на проектирование. Также указывалось, что задание на проектирование составляется заказчиком вместе с проектировщиком, который, по сути, является профессионалом. Но законодательством это требование установлено именно для заказчика. А Закон есть Закон!
Поэтому в случае обнаружения в утверждённом задании на проектирование требований, которые противоречат требованиям законодательства, утверждённой градостроительной документации, строительным нормам, стандартам и правилам, заказчик может быть притянут к ответственности.
Что касается самой ответственности, то Законом не установлено никакой ответственности за данный вид нарушения, но Кодексом предусмотрена общая норма, которая предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил, утверждённых проектных решений во время нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов или сооружений. Так как данное требование (речь идёт о содержании задания на проектирование) установлено именно законодательством, то оно идеально подходит под санкцию, указанной частью первой статьи 96 Кодеса, размер которой:
- для граждан – от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (850-1700 грн);
- для должностных лиц – от двухсот до трёхсот необлагаемых минимумов доходов граждан (3400-5100 грн).
Пускай эти штрафы и не особо значительны, но подтверждают, что ответственность за указанные нарушения предусмотрена – поэтому и существует актуальность проверки указанных норм.
Может быть, у кого-то будет желание провести более основательное исследование и доказать, что контроль должен или может начинаться с другой даты.
Анализируя вопрос об ответственности, не можно оставить без внимания тот факт, что частью восьмой статьи 2 Закона установлена ответственность за предоставление недостоверной информации в составе ранее представленных технический условий касаемо инженерного обеспечения объекта строительства, отказ в предоставлении технический условий касаемо инженерного обеспечения объекта строительства или нарушения срока их предоставления; в случае незаключения договора об обеспечении объекта строительства на основе предоставленных технических условий или неподключение объекта строительства к инженерным сетям в соответствии с техническими условиями об обеспечении объекта строительства.
Вышеуказанные действия нередко становятся преградой на пути к созданию объекта, поэтому тоже требуют регулирования.
Точки отсчёта для осуществления госархстройконтроля относительно разных субъектов могут быть разными. Но, если рассматривать этот вопрос в разрезе объекта строительства, то становится ясным тот факт, что мероприятия госархстройконтроля могут быть выполняться в форме внеплановой проверки, конечно же, при наличии установленных законодательством оснований, фактически с момента утверждения заказчиком задания на проектирование.