Сертификат прораба вместо строительной лицензии - Кто? Где? Когда?
Работа нескольких тысяч строительных предприятий приостановлена из-за «вопиющей» неорганизованности ответственных за проведение реформы в сфере строительства должностных лиц. Только за первый месяц с момента начала действия "реформы" за внесением изменений в перечне работ к лицензии обратились около 40 строительных компаний, но помочь им некому. Перечень этих компаний, по требованию общественной организации «Искра», предоставили в ГАСИ. Именно этот орган ранее осуществлял выдачу лицензий на создание объектов архитектуры.
Но, с 13 марта 2020 года постановлением Кабинета министров №219, ГАСИ был лишен таких полномочий, в дополнении к этому постановлению есть перечень постановлений КМУ утративших силу. Там есть интересующие нас постановления № 256 и № 1396, регулирующие порядок выдачи строительных лицензий.
В результате этого переходного периода в неравных условиях с конкурентами оказались вновь созданные строительные фирмы - они не могут зайти на рынок объектов строительства СС2 и СС3, так как не имеют возможности получить лицензию, по действующему закону «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» все еще нужна, но у органа, который ее выдает нет правового механизма для ее выдачи. А также те лицензиаты, которые хотели внести изменения в перечень видов работ лицензии, чтобы иметь возможность участвовать в тендерах и вообще продолжать вести строительную деятельность.
Правда, с перечнем видов работ все также неоднозначно: предыдущий перечень отменен, а новый не утвержден, что позволяет чиновникам в ручном режиме управлять процессом
С юридической точки зрения, лицензии действуют с тем перечнем, с которым выдавались. На сегодня таких перечней 4 (за период с 2011 по 2020 годы). Но возникает вопрос, как будет выбирать Тендерный комитет? На свое усмотрение? Здесь четко просматривается коррупция - выигрывает тот, кто договорится. Это могут быть как компании, связанные с властями, так и другие, в том числе, монополисты.
В выигрышной ситуации оказались те подрядчики, у которых есть лицензии - в этот период хаоса на рынке их никто не сможет ни проверить, ни забрать лицензию. Последнее мог сделать Минрегион, которому временно передали эти полномочия, но фактически, штат не предусмотрен, их некому осуществлять, это сделать невозможно.
А что же с изменениями в законы о реформе ДАБИ, которые должны заполнить существующие пробелы и вывести процесс в правовое русло? К этим проектам документов было много вопросов. В частности, речь идет о законопроекте 3336.
Сама по себе спорная норма о сертификации прорабов окончательно запутывает то, что в документе нет четкого определения - добровольная эта процедура или обязательна, а также отсутствует конкретный перечень документов, для подтверждения квалификацию прораба. Вызывает вопросы и норма об исключении из процесса градостроительной деятельности саморегулируемых организаций. Их замещение субъектами хозяйственной деятельности от власти приведет к дополнительным коррупционным рискам при выдачи квалификационного сертификата.
Кроме того, контролирующим органам при проверке хотят предоставить неограниченные права - останавливать подготовительные или строительные работы, требовать раскрывать конструкции, проводить дополнительное обследование материалов и конструкций - то есть, полностью влезать в процесс и блокировать его. А новые штрафы за недопущение проверки на объект достигать 300-400 необлагаемых минимумов.
Но основным недостатком документа, в котором куча нестыковок, является то, что реализация указанных в нем изменений невозможна в связи с отсутствием Реестра строительной деятельности.
Сейчас законопроект с новациями отправили на доработку, а десятки строительных компаний так и остаются в подвешенном состоянии, пока тендеры и новые заказы проплывают мимо.