Об изменениях в порядке получения права на выполнение строительных работ
Кабинетом Министров Украины принято постановление от 25 апреля 2018 № 327 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины » (вступило в силу 28 апреля 2018, далее - постановление №327)
Подавляющее количество внесенных указанным постановлением изменений в большей или меньшей степени касаются вопросов, связанных с приобретением права на выполнение подготовительных и строительных работ, а также принятие законченного строительства
объектов в эксплуатацию. Попробуем их обобщить и изложить в технологической последовательности.
1. НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА
Как известно, название объекта строительства должно отражать вид строительства (новое строительство, реконструкция, техническое переоснащение действующих предприятий, реставрация, капитальный ремонт) и его местоположение (п.8 Порядка разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного приказом Минрегиона от 16 мая 2011 № 45, далее-Порядок).
Следует отметить, что Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (ст.31) именно центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование государственной политики в сфере градостроительства (которым и является Минрегион), делегированы права по установлению порядка разработки проектной документации на строительство объектов.
То есть фактически утверждённый министерством нормативный правовой акт является основным в данной сфере, а все другие нормативно-правовые акты должны с ним по меньшей мере согласовываться.
1.1.Вид строительства. Действительно, перечень видов строительства, приведенный в Порядке, по сравнению с законами «О регулировании градостроительной деятельности» (ст. 10) и «Об архитектурной деятельности» (ст. 9) дополнительно предусматривает такой вид строительства как «техническое переоснащение действующих предприятий ». Это не противоречит законодательству, ведь ни одним законом не определен исчерпывающий
перечень видов строительства, как это делается в других случаях.
Что касается самого термина «техническое переоснащение» существуют разные мнения.
Речь не об этом.
Дело в том, что внесенными изменениями техническое переоснащение как вид строительства изъято из Порядка выполнения подготовительных и строительных работ (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 года № 466 далее - Порядок строительных работ) и Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 № 461) . Прежде всего, следует отметить, что это не влечет отмену технического переоснащения как вида строительства вообще. Такой вид строительства предусмотрен во многих законодательных актах, в т.ч. принятых в последние годы: «О рынке электрической энергии», «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме » ,« О фонде энергоэффективности »,« Об жилищно-коммунальных услугах », Кодексе гражданской защиты Украины и т.д., во многих актах Правительства, министерств, а также в государственных строительных нормах, обязательных к применению.
В частности, в соответствии с Перечнем строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, и по истечении которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 7 июня 2017 № 406, техническое переоснащение есть строительными работами.
Поэтому изъятие этого термина из вышеупомянутых порядков, как можно понять - с целью приведения их в соответствие с законами «О регулировании градостроительной деятельности» и «Об архитектурной деятельности » - только создает проблемы и неопределенность с получением разрешительных документов и особенно принятием в эксплуатацию объектов строительства, на которых осуществляется техническое переоснащение.
И если специалистам и определенным должностным лицам можно, даже нужно продолжать дискуссию по целесообразности или нецелесообразности такого вида строительства, как техническое переоснащение, то органам госархстройконтроля не позавидуешь. Для них указаные порядки являются основными актами в их деятельности, а потому они вынуждены будут корректировать свои действия в соответствии с внесенными изменениями.
К сожалению, внесенными изменениями не предусмотрено никаких переходных периодов для проектов технического перевооружения, которые уже находятся в реализации на разных стадиях - от утверждения задания на проектирование до завершения выполнения строительных работ. На каком этапе заказчику придется тратить дополнительные средства для изменения названия объекта строительства?
Здесь следует напомнить, что изменение названия объекта строительства после получения права на выполнение строительных работ законодательством не предусмотрено. В случае изменения названия объект строительства должно пройти, хоть и формально, все этапы порядка проектирования и строительства, установленные ст. 26 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Документ, предоставляющий право на выполнение строительных работ, должен быть отменен и установленным способом приобретено право на объект строительства с измененным названием.
Приведенных аргументов, кажется, вполне достаточно, чтобы не вызывая социальную напряженность, согласиться с тем, что все объекты строительства с видом строительства техническое переоснащение, по которых приобретено право на выполнение строительных работ, должны беспрепятственно быть приняты в эксплуатацию без изменения названия. При этом не надо забывать, что среди указанных объектов строительства немало таких, которые финансируются из бюджетов разных уровней.
По объектам строительства, на которые уже разработана проектная документация (напомним, что экспертиза проекта является завершающим этапом разработки проектной документации, а потому без прохождения экспертизы проект не может считаться разработанным) – пожалуй, точкой отсчета должен стать дата вступления в силу постановления № 327, то есть 28 апреля 2018. На выполнение строительных работ на объектах строительства, проекты на которые разработаны до этой даты (конечно, при условии надлежащего документального подтверждения), право должно было предоставляться без изменения названия объекта строительства.
Возможно, указанные предположения будут учтены Минрегионом при подготовке соответствующих разъяснений, без которых ситуация будет оставаться неурегулированной и фактически отдана на усмотрение конкретных органов госархстройконтроля. И если в рамках централизованной системы государственного
контроля ситуация могла бы в определенной степени унифицироваться административным фактором, то в условиях децентрализации такие четкие и однозначные разъяснения нужны как можно скорее.
1.2. Место расположения. Здесь тоже непросто. В предыдущих (до 28 апреля 2018) редакциях документов, связанных с приобретением права на выполнение строительных работ, существовали три позиции:
- наименование объекта строительства (надо понимать, что это тоже самое, что и название);
- почтовый / строительный адрес;
- вид строительства;
Учитывая, что название объекта строительства обязательно включает вид строительства, от третьей позиции можно было бы отказаться. Но она не лишняя, поскольку облегчает работу различных статистических выборок.
А вот графа почтовый / строительный адрес позволяла уточнять фактическое местоположение объекта строительства уже на стадии непосредственного выполнения работ (без изменения названия объекта), что на стадии выдачи градостроительных условий и ограничений или строительного паспорта не всегда можно было сделать.
Чем мешала эта позиция? Поскольку в новой редакция она изменена на:
- местоположение объекта строительства;
Тем самым фактически дублируется еще одна составляющая названия объекта строительства. Но это не все. В примечаниях к соответствующим документам появилась информация о том, что нужно понимать под термином местоположение объекта строительства. Рассмотрим ее на примере заявления о выдаче разрешения на выполнение строительных работ (приложение 10 к Порядку строительных работ). Вот она в полной редакции:
2. В информации о местоположении объекта строительства указывается:
1) в случае выполнения строительных работ по объекту строительства, принятого в эксплуатации в установленном порядке, - ранее присвоенный адрес объекта недвижимого имущества;
2) в случае нового строительства - кадастровый номер земельного участка и местонахождение земельного участка, на котором будет располагаться объект строительства, согласно документа, удостоверяющего право собственности (пользования) таким участком.
В информации о местоположении объекта законченного строительства, строительство
которого осуществляется по заказу органов государственной власти или органов местного самоуправления в соответствии с частью четвертой статьи 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности » и части первой статьи 12 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, в случае отсутствия сведений, определенных подпунктами 1 и 2 этого пункта, указывается определенное заказчиком описание местоположения объекта.
В случае если информация о местоположении объекта строительства, указанного
в градостроительных условиях и ограничениях для проектирования объекта строительства, отличается от информации о местоположении объекта строительства, определенного подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, дополнительно указывается информация о местоположении объекта строительства, указанного в таких градостроительных условиях и ограничениях .
В случае внесения изменений и аннулирования разрешения на выполнение строительных работ информация о местоположении объекта строительства отмечается согласно разрешению на выполнение строительных работ. Думается, не только у нас возникло несколько вопросов. Итак:
Учитывая, что название объекта строительства должно отражать его местоположение, нововведенная позиция является ничем иным как выпиской из названия объекта строительства. В чем ее смысл, для каких целей она может использоваться? И самое главное - не станет любая разница в заполнении этой позиции от информации, приведенной в названии объекта строительства, формальным препятствием в приобретении права на выполнение строительных работ?
Со дня вступления в силу постановления № 327 при новом строительстве название объекта строительства обязательно должно включать кадастровый номер земельного участка. Трудно представляется использование такого названия объекта после завершения строительства в контексте возможных операций с недвижимым имуществом. Тем более, если застройка осуществлена на нескольких земельных участках, или
наоборот: на одном земельном участке построен целый комплекс зданий и сооружений.
Означают ли эти нововведения, что новое строительство (застройка) земельных участков, которые не внесены в Земельный кадастр (не имеют кадастрового номера), прекращается?
Далее. Каким образом заказчик должен определять описание местоположения объекта, строительство которого осуществляется по заказу органов государственной власти или органов местного самоуправления? Сочинение на свободную тему? По каким критериям его оценивать? И почему в этом абзаце упоминается о местоположении объекта законченного строительства, строительство которого осуществляется?
В форме градостроительных условий и ограничений (утверждена приказом Минрегиона от 31 мая 2017 №135) место расположения объекта строительства не обособлено. Оно должно быть указано в названии объекта строительства. Название объекта строительства меняться не может. О какой тогда дополнительную информацию может идти речь? Очевидно, что должны быть внесены изменения в формы градостроительных условий и ограничений с целью приведения их в соответствие с внесенными постановлением №327 изменениями. Но и тогда вопрос не исчезнет. Название объекта строительства формируется при выдаче градостроительных условий и ограничений. Она включает местоположение объекта строительства. Не может же так быть, чтобы в названии значилось одно местоположение, а в соответствующей позиции заявления на получение разрешения на выполнение строительных работ - отличное от него. Или мы что-то не поняли? Представляется, что выходом из сложившейся ситуации является немедленное внесение изменений (уточнений) в определение названия объекта строительства.
2. Осуществление технического надзора
В Порядок осуществления технического надзора во время строительства объекта архитектуры, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2007 № 903, с момента его утверждения (более 10 лет) не вносилось никаких изменений. Факт почти невероятный.
Тем более, что о необходимости таких изменений в профессиональной среде говорилось неоднократно. К примеру, о создании группы технического надзора для осуществления такого надзора на крупных объектах. Постановлением №327 внесены первые изменения, которые, честно говоря, сразу понять трудно. Согласно с определением технический надзор обеспечивает заказчик (застройщик) в течение всего периода строительства объекта с целью осуществления контроля за соблюдением проектных решений и
требований государственных стандартов, строительных норм и правил, а также контроля за качеством и объемами работ, выполненных во время строительства или изменения (в том числе путем сноса) такого объекта.
В соответствии с Хозяйственным кодексом Украины (статья 320) и Законом Украины «Об архитектурной деятельности» (статьи 1 и 11), технический надзор определяется как контроль заказчика за соблюдением подрядчиком проектных решений и требований строительных норм и правил, а также контроль за качеством выполненных работ и их объемами. Поэтому логично, что в соответствии с п. 4 Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2007 года № 903, осуществление технадзора лицами, работающими в строительных организациях, выполняющих работы на подконтрольных объектах, не допускалось.
Постановлением от 25.04.2018 № 327 на объектах класса последствий СС1 выполнение технадзора фактически разрешено работникам подрядчика. Комбинации могут быть какие угодно и зависеть в целом от того, кто предложит более низкую цену и выгодные условия.
Но в целом это противоречит самому смыслу технадзора, который заключается в контроле заказчика за соблюдением подрядчиком проектных решений, качеством и объемами работ. На практике может получиться так, что если осуществление технадзора будет поручено подрядчику - то, например, он сам себе будет оформлять акты работ, выполненных с недостатками?
Возможно, была другая идея - позволить осуществлять технадзор проектным организациям, ведь согласно типовых форм контрактов FIDIC инженер-консультант часто обеспечивает и проектирование и технический надзор одновременно, упрощая взаимодействие по реализации проекта. Но почему тогда сняты ограничения по привлечению проектанта к проведению технадзора только по объектам класса последствий СС1? Или же предполагалось при строительстве объектов класса СС1 осуществлять технический надзор только по решению (т.е. желанию) заказчика? Потому что фактически технический надзор, это только узаконенная форма собственного контроля заказчика строительства за надлежащим выполнением работ, которые он заказал и за которые платит деньги. Таким образом государство своего рода помогает заказчику получить строительную продукцию надлежащего качества. Но, если заказчик хочет убедиться в соответствии заказанной им продукции, он может это сделать и любым другим способом, не запрещенным законом, решающей все равно будет его подпись в акте принятия изготовленной продукции, в нашем случае, подпись в декларации о готовности объекта к эксплуатации. Поэтому за ним и выбор.
Так могло бы быть. Но пока ситуация с технадзором на объектах класса СС1 переходит в формат не до конца понятно эксперимента.