Задание на проектирование. Когда утверждать?
Когда утверждать задание на проектирование? Вопрос возникает, если попытаться выстроить, в хронологически-логический ряд нормы законодательства связанные с этим вопросом. Такие нормы содержатся в основном в трех документах:
1. Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности";
2. Порядок разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденный Минрегионом, далее просто – порядок на проектирование;
3.ГСН А.2.2-3:2014 Состав и содержание проектной документации на строительство.
Сначала теория. В принципе, нормы всех трех актов согласованы между собой, но начнем все же с Порядка проектирования который, на мой взгляд, наиболее точно и полно описывает ситуацию. Убежден в том, что выписывали его специалисты знакомые с процессом проектирования. ГСН А.2.2-3:2014 говорит: для обеспечения проектирования объекта строительства заказчик должен предоставить генеральному проектировщику исходные данные на проектирование. Пункт 4: основными составляющими исходных данных являются: градостроительные условия и ограничения, технические условия, задание на проектирование. При этом согласно пункту 4.1 задание на проектирование объектов строительства составляется с учетом требований государственных строительных норм, состав и содержание проектной документации на строительство, и утверждается заказчиком по согласованию с генеральным проектировщиком. ГСН А.2.2-3:2014 несколько уточняет состав исходных данных, добавляя другие, так сказать, неосновные данные, которые очевидно должны также учитываться при составлении задания на проектирование. Перечень этих неосновных данных приведены в ГСН А.2.2-3:2014 приложение Б.
Такова теория, теперь комментарий. Согласно подпункту 4.2 этого же ГСН, задание на проектирование определяет обоснованные требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным, технологическим и техническим решениям объекта строительства, его основным параметрам, стоимости и организации его строительства, и составляется с учетом технических условий, градостроительных условий и ограничений. То есть задание на проектирование, являясь составной частью исходных данных, может быть составлено только при наличии других составляющих исходных данных, градостроительных условий и ограничений, технических условий, а также некоторых других исходных данных.
Отсюда первое предостережение. Дата утверждения задания на проектирование никак не может быть раньше даты получения других исходных данных, которые учтены в задании на проектирование. Не открою большого секрета, когда скажу, что и задания на проектирование и отдельные проектные решения начинают разрабатываться задолго до официального обращения за градостроительными условиями и ограничениями и техническими условиями. Как правило, в рамках предпроектных работ. Более того, при разработке проекта возникают новые идеи, появляются новые материалы и изделия, и так далее и т.п. И нет ничего удивительного в том, что процесс формирования задания на проектирование превращается в некую "итерацию" - постепенного приближения к цели. Переполучаются или вносятся изменения в градостроительные условия и ограничения, технические условия, другие исходные данные, и не всегда это требует изменений или переутверждения задания на проектирование. А зря, потому что как следствие, вердикт разрешительного органа - задание на проектирование утверждено раньше, чем полученные градостроительные условия и ограничения или технические условия. Формально, разрешительный орган прав, задание на проектирование составляется с учетом градостроительных условий и ограничений и технических условий, то есть по дате они должны быть получены до утверждения задания на проектирования. А неформально?
Какая разница в этих датах? Главное, чтобы эти документы согласовывались. На какую дату? Ну, их усматривается три: на момент утверждения проекта, на дату проверки плановой или внеплановой неважно, и обязательно на дату принятия в эксплуатацию. Ибо в процессе строительства тоже может быть корректировка проекта. А она осуществляется на основании задания на корректировку, что тоже самое что и задание на проектирование.
И тоже может потребовать получения изменений к градостроительным условиям и ограничениям, техническим условиям, и другим исходным данным. Вообщем, будьте бдительны и следите за датами получения или утверждения определенных материалов и документов. Они должны находиться в хронологической последовательности. Чтобы не получить замечания ДИАМ.
Второе предостережение. Чтобы утвердить задание на проектирование, его нужно согласовать с проектировщиком. Вопрос, с каким? С проектировщиком по определению? Или с тем, что будет разрабатывать проект вашего объекта строительства? Определение приведенное в законе слишком общее. Что за ерунда, ну кто же из проектировщиков будет разрабатывать проект, на который он не согласовал задание? Так то оно так, но в составе тендерной документации, как правило, присутствует задание на проектирование и все участники тендера, участвующие в закупке, молчаливо, неявно согласовывают такое задание. Это одно событие. Другое, чтобы иметь официальную возможность согласовать задание на проектирование, нужно иметь статус проектировщика конкретного объекта строительства. То есть заключить договор на выполнение проектных работ. Пункты 5,6 Порядка проектирования дают определенный ответ на этот вопрос. В частности, согласно пункту 5, заключение и исполнение договоров на выполнение проектных работ осуществляется в порядке, установленном общими условиями заключения и исполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 668 от 01.08.2005 г.
Пункт 6 определяет, что выбор генерального проектировщика или проектировщика, для разработки проектной документации объектов строительства, которая осуществляется с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств, проводится в соответствии с Законом Украины "О публичных закупках". Выходит, что только после заключения договора, проектировщик имеет полномочия согласовать задание на проектирование. А заказчик потом утвердить. Следовательно, дата утверждения задания на проектирование должна быть точно не раньше даты заключения договора на выполнение проектных работ. А в принципе логично, чтобы все было одной датой. Далее, задание на проектирование утверждается, а значит, является подконтрольным документом. В этом контексте, нужно напомнить о малоизвестной широкой строительной общественности, статье 27 Закона Украины "Об архитектурной деятельности", которая называется: обязанности заказчиков и подрядчиков. Интересная статья как, кстати, и предыдущая статья 26, которая называется: обязанности архитектора, других проектировщиков. Советую найти время и познакомиться. А здесь приведу лишь один абзац из статьи 27: заказчики и подрядчики при создании объекта архитектуры обязаны, не включать в задание проектирования требований, противоречащих требованиям законодательства, утвержденной градостроительной документации, государственным нормам, стандартам и правилам.
Не сложно, верно? Но это еще не все, в унифицированной форме акта, который составляется по результатам проверок объектов строительства, присутствует пункт 5.6, и звучит он так: заказчики и подрядчики при создании объекта архитектуры выполнили обязанности, определенные статьей 27 Закона Украины "Об архитектурной деятельности". Надо понимать, в том числе и ту, о которой было сказано выше. И ответ на этот пункт однозначен – да или нет. Пункт подлежит проверке на всех, без исключения, объектах строительства. Следовательно, следите за тем, что включаете в задание на проектирование, чтобы оно соответствовало законодательной и нормативной базе. И еще одно, третье предостережение общего плана. Тщательно следите за тем, чтобы во всех документах, где упоминается название объекта строительства, оно было тождественным, одним и тем же. Не забывайте о пункте 8 Порядка проектирования: заглавие объекта стройки, по проектной документации обязано соответствовать заданию на проектирование, не изменяться на всех стадиях проектирования. Говорил и буду повторять, эту «мантру» потому что, к сожалению, случаи такой невнимательности не исчезают из протоколов разрешительной комиссии ДИАМа.