Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

№17. О «рулетке» внеплановых проверок объектов строительства.

  Сегодня рассматривать будем достаточно масштабные изменения, внесенные в последнее время в порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля. Имеется ввиду Постановление КМУ от 29 марта 2021 года № 303.

   Часть этих изменений, касающихся проведения внеплановых проверок объектов строительства, уже рассматривались в предыдущих статьях, теперь об изменениях касающихся проведения плановых проверок, а перед этим несколько соображений общего плана, понятно что с принятием законопроекта 5655, принятого уже во втором чтении и отправленного на подпись Президенту, контроль в строительстве ждут непростые изменения, начиная с изменения его названия с архитектурно-строительного на градостроительный, и структуры органов, которые будут осуществлять контроль. Это состоится уже достаточно скоро, поэтому вносить изменения в "обреченный" действующий порядок Госархстройконтроля вроде бы и не очень стоит, все равно его как минимум нужно будет приводить в соответствие с принятым законом, к тому же Госархстройконтроль по отношению к объектам класса СС2, СС3 сегодня практически не работает. Так можно делать аналогично подготовительным работам в строительстве, зная, что введенные подходы будут обязательно поддержаны законом. Но это очень смело. Но что сделано, то сделано, и рассматривать внесенные изменения будем по сравнению с нормами пока что законопроекта. Учитывая, что после всплеска принятия новых нормативно-правовых актов наступило определенное затишье, переходим сразу к теме.       

    Хочу объяснить определенную такую "гримасу" в названии выпуска. Основой организации плановых проверок является наличие свободного инспекционного ресурса. Трудно что-либо планировать когда 90 а то и 100% имеющихся кадровых возможностей используется для того чтобы обеспечить внеплановые проверки, обязательные по законодательству. Ну а если остается свободный ресурс, то действительно возникал вопрос: А какие же объекты строительства включать, прежде всего, в план проверок? По собственным наблюдениям скажу, что в прошлые годы удавалось осуществить плановые проверки где-то в пределах 5% - 10% от количества приобретенных прав на выполнение строительных работ. Поэтому введенная, своего рода, рулетка по автоматическому формированию перечня объектов строительства, подлежащих плановой проверке, через единую государственную электронную систему в сфере строительства, да еще и в рамках определенных квот мало что изменит. Да и сами квоты явно великоваты. Доля объектов строительства подлежащих проверке соответствующими органами Госархстройконтроля не может превышать для объектов с незначительными последствиями СС1 - 25% общего количества объектов сообщений о строительстве которых зарегистрировано в реестре строительной деятельности, для объектов со средними последствиями СС2 - 45 %, а для объектов со значительными последствиями СС3- 80% общего количества объектов, разрешение на строительство которых внесено в реестр.

  Обеспечить проверку в рамках действующей системы Госархстройконтроля всех выбранных объектов дело нереальное, к тому же по-прежнему остается вопрос о приоритетности выбора объектов строительства для плановых проверок, даже в рамках установленных квот. Поэтому вся эта внедренная конструкция выглядела бы достаточно нереальной, если бы на подходе не маячили частные контрольные структуры. Они исправят ситуацию за средства заказчиков. Без контроля никто не останется. Ведь согласно статье 38-4 законопроекта предусматривается, что уполномоченные лица по градостроительному контролю будут осуществлять градостроительный контроль на объектах строительства на основании договора с заказчиком строительства. Периодичность проверок будет определяться договором. Проверка обязательно производится при осуществлении подготовительных работ, если там есть демонтаж дома, здания или сооружения, после завершения строительства фундаментов, после возведения наружных стен и кровли объекта строительства, после подведения к объекту строительства внешних сетей и обустройства внутридомовых коммуникаций.  Советую почитать законопроект особенно 38 статью. Там много интересного и неожиданного. Отмечу только, что уполномоченные лица по градостроительному контролю – это статья 66 законопроекта,  это зарегистрированые в Минстрое юридические лица, любой организационно-правовой формы, в составе которых имеются от трех до пяти инженеров по техническому надзору и, или инженеров-консультантов в зависимости от класса последствий объектов, где будет осуществляться контроль. Напрашивается много вопросов, озвучу только один, останется ли кому технический надзор осуществлять? А может, он уже и не нужен будет при таком количестве проверок? Вот так создаются рабочие места. Сколько будет таких уполномоченных лиц? Нельзя исключать появившиеся уже в информационном пространстве комментарии относительно того, что крупные застройщики обзаведутся собственными контрольными структурами. Тем более что аналог уже имел место. Имею в виду экспертные организации по лицензированию в 2008-2011 годах и неутешительный финал их деятельности в 2012 году. А пока будем ждать, в какой окончательной редакции будет принят законопроект.

    Возвращаемся к настоящему. Следует учитывать, что действующий порядок Госархстройконтроля предусматривает обязательное соблюдение ряда статей Закона Украины "Об основных принципах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности" и среди них статья 5, которая определяет основы проведения плановых мероприятий контроля. Согласно этой статье, плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовым планом, который утверждается органом государственного контроля не позднее 1 декабря предшествующего плановому году. Внесение изменений в годовые планы не допускается. Ну, там кроме случаев изменения наименования проверяемого предприятия или исправления технических ошибок. Плановым периодом считается год, исчисляемый с 1 января по 31 декабря планового года. Планы контроля должны содержать даты начала каждого планового мероприятия и сроки их осуществления. Все это более-менее подходит для первой плановой проверки, о которой можно сказать лишь то, что она не может проводиться в том году, когда приобретено право на выполнение строительных работ. А может вообще не проводиться. Если объект строительства не попадет в квоту или элементарно не хватит инспекционного ресурса. Говорить о второй или третьей проверке можно говорить только после проведения первой, периодичность проведения второй и последующих проверок должна определяться в соответствии с критериями, по которым оценивается степень риска от хозяйственной деятельности в сфере строительства.

      К критериям относятся: класс последствий, структура объекта строительства и наличие или отсутствие нарушений.

   В зависимости от сумм выбранных критериев, объект строительства, точнее его заказчик – предприятие относится:

  а) к высокой степени риска, если сумма баллов от 41 до 100, такой объект строительства можно проверять раз в 2 года;

  б) до средней степени риска, если сумма от 21 до 40 и проверка раз в 3 года;

  в) до незначительной степени риска, если до 20 баллов, проверка раз в 5 лет.

  Далее "арифметика" проста, высокая степень риска может быть при условии наивысших значений всех трех критериев 21+10+10 равна 41. То есть, объект строительства должен быть комплексом по структуре а не по названию, в состав объекта строительства должно входить по меньшей мере одно сооружение класса последствий СС3. Чуть повеселее со вторым критерием. Выходит так, что этот критерий носит общий к заказчику характер, если у заказчика в работе несколько объектов строительства, то для определения показателя критерия учитываются нарушения на всех его объектах. Что здесь сказать? Объектов строительства которые по структуре являются комплексами и обязательно включают хотя бы одно сооружение класса СС3 не так уж много, а чтобы еще умудриться допустить в течение года, два и более нарушений, а теперь еще и в условиях приостановки Госархстройконтроля на таких объектах строительства, то надо как говорится "уметь".    Итак, реально, вторая плановая проверка может быть не раньше чем через 3 года после первой, как для средней степени риска, скорее всего ее не будет вообще. Ибо кто сейчас столько времени строит? Не раз уже писал, что определение периодичности плановых проверок на основе Закона "Об основных принципах государственного контроля", не подходит для сферы строительства. Скажем молокозавод или швейная фабрика, работающая десятилетиями, выпускающая продукцию определенной номенклатуры. Философия такого производства не предполагает его обязательного завершения. Если такое и происходит, то исходя из других, прежде всего, экономических причин. Совершенно понятно, что проверять такое постоянное производство ежегодно и чаще нет нужды. Но ведь в строительстве совсем другая философия! Здесь завершение процесса является составной частью самого процесса, ибо предполагает ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта, на этом процесс строительства собственно и завершается. А потому не единичны случаи, когда запланированные проверки не осуществляются по той простой причине, что на момент их проведения объекты строительства уже введены в эксплуатацию. Выглядит логичным, чтобы система планового контроля в строительстве должна была быть организована в привязке к определенной проектной документацией продолжительности строительства и охватывать основные этапы строительства. Не так ли? Тем более что продолжительность строительства отнесена к составу основных технико-экономических показателей объекта строительства.

Как ни странно, авторы законопроекта где-то согласны со мной, но только когда проверки будут осуществляться уполномоченными лицами на договорных началах. Ибо проверки, которые будут проводиться центральным и местными органами, будут осуществляться фактически в действующем на сегодняшний день порядке. Постановлением 303 внесены также существенные изменения и дополнения к процедуре плановых проверок, в частности, устранена разница в сроках проведения плановых проверок для заказчиков разного, так сказать типа, юридических лиц, ФЛП и граждан. Теперь надо думать для всех, она определяется на основании единых критериев, о которых уже было сказано. Введен новый термин - объем плановой проверки и следует понимать определены объемы плановых проверок для различных объектов строительства, с учетом класса последствий зданий и сооружений. Эти направления сформированы по принципу матрешки. На всех объектах строительства проверяется соответствие исходным данным и строительным нормам по пожарной безопасности, доступности маломобильных групп населения. На объектах строительства, в составе которых есть сооружения класса СС2, прилагается проверка обеспечения надежности и конструктивной безопасности объекта, внутреннего и внешнего инженерного оборудования. Ну а если есть сооружение класса СС3, проверяется вопрос качества и сертификации строительных материалов, наличия паркомест, определенных утвержденной проектной документацией.

   Ну что сказать, идея в принципе неплохая, но сразу есть вопросы и немало. Скажем соответствие исходным данным для объектов СС2 и СС3 проверяется при выдаче разрешения на выполнение строительных работ. Какой смысл перепроверять этот вопрос? Фактическая ревизия выданного разрешения. Да и вообще исходные данные используются для разработки проекта, на соответствие которому и должна осуществляться проверка. Ведь решения по обеспечению надежности и конструктивной безопасности объекта внутреннего и внешнего инженерного оборудования они тоже закладываются в проект. Или снова проверять проект? Зачем тогда экспертиза?

    Еще один момент, новым пунктом, добавленным в порядок осуществления Госархстройконтроля - это пункт 4.1, определен перечень вопросов подлежащих проверке при осуществлении государственной архитектурно-строительного контроля, но выше указанные направления не охватывают эти вопросы, приведенные в пункте 4.1, то как это понимать, для чего тогда этот пункт? Ну, точно как говорится не для "средних" умов или для читающих и пытающихся что-то понять...

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены