Вызовы Постановления №722
Сегодня разберем новации, внесенные постановлением КМУ от 24 июня 2022 года № 722. Называется она "Некоторые вопросы осуществления разрешительных и регистрационных процедур в строительстве, в условиях военного положения". Прочитал несколько раз текст постановления до конца - ни логики, ни необходимости некоторых ее положений, касающихся подавляющей части объектов строительства, так и не понял. Решение проблем проектирования строительства, при аэродромных территориях, нужная вещь, но почему отдельным постановлением? Почему скажем было не внести изменения в Порядок проектирования? Возможно из-за временного характера действия указанных норм? Хотя мне лично кажется, что они претендуют на постоянный характер. То же самое можно сказать о мерах по согласованию научно-проектной документации и получению разрешения в органах охраны культурного наследия, с использованием электронного кабинета, в электронной системе. Одним словом, проектировщику нужно добавлять к своей нормативной базе, еще один акт. Не думаю, что это очень хорошо, желательно иметь все в одном двух актах, или как минимум необходимые ссылки.
Ну а дальше о вещах, которые иначе как вызовами, в первую очередь местным властям назвать трудно, если не прибегать конечно к конспирологии. Итак, строительный паспорт, на определенный период, получил конкурента или альтернативу, называется она схема намерений застройки земельного участка. Правда, скорее всего, альтернативу получил не строительный паспорт, а уполномоченные органы по вопросам градостроительства и архитектуры, которые, в определенной степени, потеряли монополию на регулирование строительства объектов, осуществляемого по строительному паспорту. На некоторое время, такое строительство, может осуществятся заказчиком, без получения строительного паспорта застройки земельного участка, а только на основании упомянутой схемы намерений застройки. Строительный паспорт скажете, тоже имеет схему застройки, а не намерений, земельного участка. Но для того чтобы она была изготовлена, нужно в составе документов подаваемых в орган градостроительства и архитектуры, предоставить схему намерений застройки. И Порядком выдачи строительного паспорта, установлена форма такой схемы намерений. То есть схема намерений застройки должно быть всегда. И хотя в Постановлении №722, не указано, что схема намерений должна создаваться согласно какой-то форме, думаю, иначе быть не может. Такая схема должна содержать информацию о местоположении зданий и сооружений на земельном участке, расстоянии до границ соседних земельных участков, и расположенных на них объектов инженерных сетей, сооружений, фасады и планы этажей объектов с указанием габаритных размеров, перечень систем инженерного обеспечения, планируемого к применению. Итак, схема намерений застройки может использоваться для получения строительного паспорта, а может работать самостоятельно.
Первое что приходит на ум, так это то, что указана альтернатива, действительно приемлемая там где выполнение функций местными властями затруднено или вообще не осуществляется, но об этом нигде не указано. Кем разрабатывается такая схема?
Может разрабатываться, на основании договора, архитектором или инженером-проектировщиком, который имеет соответствующий квалификационный сертификат. А может, и нет, потому что архитектор или инженер-проектировщик обеспечивает создание и, или, загрузку схемы намерений в электронную систему. Следовательно, может быть два варианта, создает и загружает, или только загружает. Разумеется, проектант должен быть согласен с тем, что загрузили, тем более что накладывает личную электронную подпись. А схема должна создаваться с соблюдением требований законодательства, строительных норм и правил. Но этого не сделаешь на основании договора.
Определенное любопытство носит традиционная формулировка относительно наличия у проектанта соответствующего сертификата. Это кто и как будет определять такое соответствие? Вопросы как минимум в двух плоскостях: квалификация и категорийность. Рассмотрим их раздельно. С архитектором все понятно, это его прямая обязанность. А вот кто из инженеров-проектировщиков может загружать схему намерений? Кажется, не все так просто. Логично предположить, что проектировщик, подписавший такую схему и, соответственно, загрузивший в электронную систему, является своего рода ГИПом, (главным инженером проекта), соответствующего объекта строительства. В моей статье № 13, рассматривались контрольные требования к выбору проектировщика и назначению ГИПа, и констатировалось, что ГИПом, может быть назначен инженер-проектировщик практически с любимым сертификатом. Но, после изменений внесенных в Порядок проектирования, ГИПом может быть специалист с сертификатом проектировщика, кроме сертификатов относительно соблюдения требований обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, защиты окружающей природной среды, выполнения инженерных изысканий и сметной документации. Указанное требование применимо и к нашей ситуации. Хотя представить что схему намерений застройки, выполняет специалист с сертификатом пожарной безопасности или экономии энергии, как-то не получается. Может, все-таки стоило ограничиться архитекторами?
С категорийностью тоже вопрос. Смотрим Справочник квалификационных характеристик профессий №64. В принципе, категорийность неразрывно связана с классом последствий объекта строительства, то есть вторая категория и высшая. Еще интересный вопрос, так сказать, взаимосвязи расположения объекта строительства и места проживания специалиста, который будет загружать схему намерений застройки в электронную систему. Никаких ограничений по этому поводу не выписано, иными словами, не будет ничего удивительного в том, что схему намерений объекта, находящегося например, в Полтавской области, загрузил специалист, проживающий в населенном пункте Закарпатской области, мол, заехал в гости и попутно загрузил. При осуществлении технического надзора подобные случаи раньше были, не знаю как сейчас. Создать подобную альтернативу, с выдачей градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка невозможно, так как эта функция, в соответствии с законом Украины "О местном самоуправлении", относится к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, о строительных паспортах там, кстати, там не упоминается.
Как известно, порядок выдачи градостроительных условий и ограничений, выписанный непосредственно в законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности", но в нем, было забыто о таком общепринятом элементе, как молчаливое согласие, в случае непредставления соответствующим органам градостроительства и архитектуры, градостроительных условий и ограничений в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления об их выдаче. Правительством этот пробел устранен. И опять-таки на особый период. Не дождавшись в срок, градостроительных условий и ограничений, можно осуществлять проектирование объектов строительства без них, но в соответствии с градостроительной документацией местного уровня и ограничения использования земель, определенных законом Украины "Об охране культурного наследия". Может так и до технических условий дойдет, но кто и как будет определять предоставление градостроительных условий и ограничения вовремя, электронная система?
Правильно было бы так, и блокировать дальнейшие действия, если проектирование осуществляется без учета градостроительных условий и ограничений. Думаю, что вопросов возникнет немало, какие-то вредные мысли появляются. Если раньше заказчик с волнением ждал, выдадут ли ему желанные градостроительные условия и ограничения, или будет отказ, нужно будет дорабатывать, то теперь с таким же, а то и более волнением, он может надеяться, что градостроительные ограничения не будут вовремя предоставлены. Может случиться всплеск творческой активности. Дальше не комментирую.
Еще одно новшество: во время особого периода, разрешается перенос сроков выполнения отдельных видов работ, по отделке фасадов и благоустройству территории. Заказчик делает соответствующую запись в декларации или в акте готовности объекта к эксплуатации, в частности, указывает переносимые виды работ и определяет конечную дату, до которой работы будут выполнены. Фактически это усовершенствованная или расширенная редакция пункта 7 действующего Порядка принятия в эксплуатацию, оконченных строительством объектов. Теперь она касается всех объектов, а не только тех, которые вводятся в эксплуатацию в первом или четвертом кварталах, и не зависит от капризов природы, так как такая процедура применялась только при неблагоприятных погодных условиях. По-моему, такая норма более объективна и честна, потому что не принуждает к разного рода манипуляциям, если так решил заказчик, то это его право. Сила этой нормы в другом - в отсутствии механизма безусловного соблюдения взятых обязательств, если его не будет и дальше, то можно ожидать как рост объемов отдельных видов работ, сроки выполнения которых переносятся, так и увеличение числа объектов, где будет применяться такая норма, опять же дальше не комментирую.
И еще на одно изменение хочу обратить внимание, нужное и долгожданное. Органы госархстройконтроля получили право на ошибку, техническую естественно. Если в выданном сертификате, обнаружилась техническая ошибка, например, в названии объекта, или в каком-либо параметре, перевыдать такой сертификат было проблемно, поскольку нормы таковой не было, далеко не все органы госархстройконтроля решались на такие действия в рамках общего делопроизводства. Теперь, к Порядку принятия в эксплуатацию, добавился новый пункт 29: в случае обнаружения в сертификате технической ошибки, описки, опечатки, грамматической, арифметической ошибки, заказчик направляет в соответствующий орган госастройконтроля, уведомление с исправленными, то есть достоверными данными относительно информации, требующей изменений. Орган госархстройконтроля в течение трех рабочих дней со дня получения от заказчика сообщения обеспечивает внесение информации, указанной в сообщении в реестр строительной деятельности. Как будто все правильно, но где право и обязанность органа госархстройконтроля, убедиться в том, что исправленные заказчиком данные, соответствуют действительности? Согласно введенной норме, он должен "тупо" обеспечить внесение полученной информации в реестры, и это в условиях общепризнанной креативности наших исполнителей.