Реалии бессрочной лицензии на строительство
Согласно изменениям, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 10.03.2017 №238 в Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры (вступили в силу 14.04.2017 года), лицензия на строительную деятельность стала бессрочной. Почему наконец? Ведь бессрочность лицензий установлена Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее - Закон о лицензировании), который вступил в силу еще с 28.06.2015 года.
Ответ заключается в том, что согласно статье 7 Закона о лицензировании хозяйственная деятельность по строительству объектов IV и V категорий сложности лицензируется с учетом особенностей, определенных Законом Украины «Об архитектурной деятельности». А статья 17 этого закона отсылает в Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденного постановлением Правительства от 05.12.2007 №1396 (далее - Порядок лицензирования). В свою очередь, пункт 12 Порядка лицензирования, в редакции, действовавшей до 14.04.2017 года, было предусмотрено, что срок действия лицензии составляет пять лет, а для субъектов строительной деятельности, получающих ее впервые, - три года.
Орган лицензирования - Госархстройинспекция - как орган государственной исполнительной власти вынуждена была действовать в рамках и в соответствии с установленными законодательством, а соответственно выдавать строительные лицензии с определением срока их действия. И нужно принять, что судебные решения по этим вопросам были в основному на стороне инспекции.
Ну теперь казалось бы все, проблема урегулирования. Лицензиаты согласно части 6 статьи 21 Закона о лицензировании могут обращаться за переоформлением действующей строительной лицензии на бессрочную. И, возможно, спешить не стоит?
Попробуем разобраться в реалиях этого дела.
Начнем с маленького нюанса - названия вида деятельности, которое лицензируется.
Потенциально под переоформления подпадают лицензии, полученные за пять лет или три (для тех, кто получал впервые) года и позже до даты вступления в силу законодательной нормы о бессрочной строительной лицензии. В 2012 году название вида деятельности в соответствии со статьей 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» определялась как хозяйственная деятельность, связанная с созданием объекта архитектуры.
Но Порядок строительного лицензирования существенно уточнял это. В соответствии с Порядком лицензирования это - хозяйственная деятельность, связанная со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования принадлежит к IV и V категории сложности.
Наконец, в Законе о лицензировании она была определена как «строительство объектов IV и V категорий сложности». Соответственно, постановлением Правительства от 30.03.2016 года №256 утверждены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности с «строительства объектов IV и V категорий сложности».
Как следствие, на определенных этапах этого периода в лицензии указывался вид деятельности в различных вариациях.
Но уже с 10 июня 2017 года, в соответствии с Законом Украины от 17.01.2017 № 1817 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» (далее - Закон № 1817), это будет - «строительство объектов , что по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями ».
Итак, делать бессрочные лицензии на вид деятельности, который не предусмотрен законодательством? Вряд ли это будет правильным. Да и кто воспримет такую лицензию через некоторое время, когда все эти законотворческие нюансы успешно забудутся?
Ранее такие коллизии решались через регулярные обновления лицензии по истечении срока ее действия. Сейчас не видно другого пути, как по¬даты заявление на аннулирование лицензии и получить новую, уже действительно бессрочную с указанием вида деятельности в полном соответствии с законодательством.
Конечно оппоненты, ссылаясь на статью 8 Закона о лицензировании, возразят. Ведь статья регулирует этот вопрос: «В случае изменения согласно этому Закону названия вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, которая не приводит к изменению предмета такой деятельности, соответствующие лицензионные условия в дальнейшем распространяются на такой вид деятельности. Лицензии на осуществление такого вида хозяйственной деятельности продолжают действовать ».
Норма хорошая и правильная.
Но как её реализовать на практике - непонятно. Кто и каким образом должен засвидетельствовать отсутствие изменения предмета деятельности в случае изменения названия вида хозяйственной деятельности. Нельзя исключить, что представители различных контролирующих и фискальных органов будут толковать ее по-своему. Как в известной басне С.Руданского «Ворона и Лиса»: «Может, они еще указа того не читали?».
Без сомнения, в конце концов истина выяснится, если не через разъяснение Минрегиона или Госархстройинспекции, то через судебное решение, но чего это будет стоить?
Указанное становится еще более актуальным после анализа перечня работ, который является приложением к лицензии. Сейчас такое приложение в зависимости от даты получения лицензии мог быть сформирован на основании:
Название |
Утверждение |
Комментарий |
Перечень работ осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры |
Приказ Минрегионстроя от 27.01.2009 №47 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 11 марта 2009 года по №226 / 16242) |
Включал такие виды работ как: инженерные изыскания, проектные работы, разработку градостроительной документации, инжиниринговые работы. Виды пусконаладочных работ определялись на основании предложений соискателя лицензии. Для определения сложности работ использовались классы последствий СС1-ССЗ (после 05.11.2010). Использовался в части, не противоречила Порядка лицензирования. В то же время названии вида деятельности в лицензии указывались категории сложности. |
Перечень видов работ по производству хозяйственной деятельности по строительству объектов IV и V категорий сложности, которые подлежат лицензированию |
Постановление КМУ от 30.03.2016 №256 |
По сравнению с предыдущим втрое уменьшил количество работ в сфере строительства, подлежащих лицензированию, а именно: исключено работы по инженерному изыскания, проектирование, разработка градостроительной документации, работы по строительству объектов I-III категорий сложности; работы инжиниринговой деятельности. Изменилась нумерация (кодификация) видов работ. Также исключено определение условий строительства. Перечень работ дополнен детализацией пусконаладочных работ по видам технологического оборудования, и выполнено разграничение по различным видам работ по строительству мостов через водные потоки и мостовые переходы, а именно: строительство мостов для пропуска через препятствия водных потоков и строительство мостовых переходов, путепроводов, эстакад, виадуков, переходов. Для определения сложности работ использовалась категория сложности объекта: IV или IV и V. |
Перечень видов работ по производству хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями |
Ожидается принятие постановления КМУ |
Перечень распространено на весь класс последствий СС2, тогда как предыдущий касался только определенной его части (категория сложности IV).
|
То по какому Перечню работ должен работать субъект хозяйствования, лицензия которого стала бессрочной в связи с изменениями законодательства? Практическая ответ очевиден - по тому, который действует. То есть на момент выхода публикации - по Перечню видов работ по осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями.
Итак, можно выделить по меньшей мере четыре возможные модели поведения субъектов хозяйствования действующим лицензиям:
Ничего не делать, то есть руководствоваться прямой нормой Закона о лицензировании по бессрочности лицензии «лицензии на строительство, действующие на день вступления в силу настоящего Закона и имели ограниченный срок действия, являются бессрочными». О некоторых риски такой модели уже говорилось выше. Более постоянные неприятности возникнут после завершения срока действия лицензии, указанной в самом бланке лицензии. Согласитесь, доказывать постоянно всем и везде, что на указанный в лицензии срок не нужно учитывать - дело не из приятных. Особенно, когда это станет формальным основанием для отказа в участии в тендере или еще чем-то подобном.
Обратиться за переоформлением лицензии на бессрочную. В соответствии с Законом о лицензировании по заявлению лицензиата лицензия может быть переоформлена на бессрочную соответствующим органом лицензирования бесплатно в недельный срок. Но каким образом переоформить лицензию - неизвестно, ведь на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован.
Более того, 1 января 2017 вступили в силу изменения в Закон о лицензировании, которыми, в частности отменено:
- оформление лицензии, как документа на бумажном носителе;
- сообщение органом лицензирования соискателя лицензии / лицензиата о принятых им решениях и предусмотрено обнародование этих решений
Государственная регуляторная служба Украины в своем письме от 17.02.2017 № 1006/0 / 20-17 рекомендовала органам лицензирования в случае обращения соискателя лицензии, лицензиата о предоставлении подтверждения факта приобретения им права на осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, а также по любым -Какого иного решения органа лицензирования, предоставлять такое подтверждение в любой определенный законодательством способ, например, ссылкой на страницу официального сайта органа лицензирования, где обнародовано такое решение.
Получит лицензиат такое письмо от Госархстройинспекции о размещении информации о бессрочной его лицензии на официальном сайте в разделе «Реестр выданных лицензий», но что делать с приложением к лицензии, в котором определен перечень работ, которые лицензиат имеет право выполнять в соответствии с выданной лицензии? Ведь размещена на веб-сайте информация не содержит Перечень работ, да и сам Перечень работ в большинстве лицензиатов не согласуется с действующим.
Риски этой модели также очевидны.
Внести изменения в приложение к лицензии, приведя его в соответствие с действующим Перечня видов работ по осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов IV и V категорий сложности, которые подлежат лицензированию, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.2016 № 256 (далее - перечень видов работ), после чего обратиться за переоформлением лицензии на бессрочную.
Форма заявления о внесении изменений в Перечень видов работ (путем дополнения и / или сокращение) определена Приложением 6 к Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов IV и V категорий сложности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.2016 № 256 (далее - Лицензионные условия). Такое заявление рассматривается Госархстройинспекцией по аналогии с порядком рассмотрения заявления о получении лицензии, как это предусмотрено действующим законодательством. К заявлению о внесении изменений в Перечень видов работ прилагаются:
- оригинал лицензии с приложением;
- сведения о производственно-техническую базу, состав работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологии производства, информационно-правовое обеспечение, имеющуюся систему контроля качества выполнения работ, выполненных заявителем строительно-монтажные работы согласно приложению 2 к Лицензионным условиям;
опись документов, прилагаемых к заявлению, согласно приложению 3 к Лицензионным условиям. В соответствии с пунктом 15 Порядка лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 № 1396, в случае принятия решения о внесении изменений в перечень работ орган лицензирования утверждает указанные изменения и оформляет их отдельным приложением, о чем делается отметка на бланке лицензии.
Плата за внесение изменений в Перечень видов работ путем дополнения справляется как за получение новой лицензии в соответствии с частью первой статьи 14 Закона о лицензировании, и с 1 мая 2017 составляет 1684,00 грн.
Казалось бы, это выход из сложившейся ситуации. Перечень видов работ в приложении к лицензии согласован с действующим, информация о бессрочной лицензии размещена на сайте Госархстройинспекции, но что делать с названием вида деятельности, указанного на бланке лицензии? Вопрос так и остается открытым.
Получить новую строительную лицензию, предварительно аннулировав существующую.
Сама радикальная модель из всех ранее перечисленных.
Казалось бы, у лицензиата на руках есть лицензия, в соответствии с законодательством считается бессрочной, для чего ему подавать заявление об ее аннулировании?
Преимущества этого решения очевидны.
Во-первых, и это самое главное, - новая лицензия будет выдана как бессрочная.
Во-вторых, название вида строительной деятельности, подлежащей лицензированию, в выданной лицензии, и перечень видов работ, в приложении к лицензии, будут согласовываться с действующим законодательством.
В-третьих, плата за выдачу лицензии аналогичная плате за внесение изменений в Перечень видов работ путем дополнения и с 1 мая 2017 тоже составляет 1684,00 грн.
В-четвертых, как к заявлению о внесении изменений в Перечень видов работ, так и к заявлению о получении лицензии прилагаются те же сведения о производственно-техническую базу, состав работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологии производства, информационно-правовое обеспечение, имеющуюся систему контроля качества выполнения работ, выполненных заявителем строительно-монтажные работы.
Так что, возможно, стоит аннулировать предыдущую, одновременно с этим получить новую лицензию (которую, кстати, Госархстройинспекция до сих пор вынуждена выдавать на бумажном носителе) и этим обеспечить себе возможность безоблачного существования на строительном рынке?
Решение, конечно, принимать самым лицензиатам.