Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

О строительной лицензии для обособленного структурного подразделения

Толчком для публикации стали острые дискуссии среди специалистов по вопросу
предоставление лицензии на осуществление строительной деятельности обособленным структурным подразделениям предприятия.

При этом дискуссии велись в двух плоскостях:
ua- нормативно-правовой - о наличии правовых оснований после последних изменений в законодательстве, в частности принятие нового Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», для:
- выдачи обособленному структурному подразделению копии лицензии;
- применение обособленным структурным подразделением указанной копии лицензии;
- а также подконтрольности и ответственности обособленного структурного подразделения;
- технико-технологической - по способности обособленного структурного подразделения выполнять весь перечень работ, указанный в приложении к лицензии.

О НЕОБХОДИМОСТИ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ ОБОСОБЛЕННОМУ СТРУКТУРНОМУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЮ

В соответствии с пунктом 11 Порядка лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с создания объектов архитектуры, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 05 декабря
2007 года № 1396 (далее - Порядок лицензирования), каждому обособленному структурному
подразделения, осуществлять строительную деятельность на основании выданной субъекту хозяйствования строительной деятельности лицензии, орган лицензирования выдает заверенные им копию лицензии и
приложения к ней, о чем вносится запись в журнал регистрации выданных лицензий.
Заверенная органом лицензирования копия лицензии является документом, подтверждающим право обособленного структурного подразделения субъекта хозяйствования на осуществление строительной деятельности.
Возможно, такое положение было актуальным во время принятия упомянутой нормы, однако пока вызывает определенную дискуссию о его противоречия положениям действующего законодательства, учитывая следующее.
Юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде (абзац второй части 1 статьи 80 Гражданского кодекса Украины).
Юридическое лицо способно иметь такие же гражданские права и обязанности (гражданскую правоспособность), как
и физическое лицо, кроме тех, которые по своей природе могут принадлежать только человеку (часть 1 статьи 91 Гражданского кодекса Украины).
Юридическое лицо может осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, после получения им специального разрешения (лицензии) (часть 3 статьи 91 Гражданского кодекса Украины).
Перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, определены статьей 7 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 2 марта 2015 № 222.
В частности лицензированию подлежит такой вид хозяйственной деятельности как строительство объектов,
что по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями - с учетом особенностей, определенных Законом Украины «Об архитектурной
деятельность ».
В соответствии с абзацем вторым статьи 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» Порядок лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, определяется Кабинетом Министров Украины.
Общие требования к лицензированию хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (ССЗ) последствиями, установленные Порядком лицензирования.
Согласно положениям части 6 статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины субъекты хозяйствования, указанные в пункте первом части
второй этой статьи (юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а также другие юридические
лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом по-
строке), имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без
создание юридического лица.
В соответствии со статьей 95 Гражданского кодекса Украины филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.
Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического
лица, которые и действуют на основании утвержденного им положения.
Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании
выданной им доверенности.
Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в единый государственный реестр.
К тому же, согласно пункту 5 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.2016 № 256, соискатель лицензии при наличии у него обособленного подразделения, который намерен осуществлять хозяйственную деятельность по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, должен указать в сведениях др ормацию о производственно-техническую базу, состав работников по профессиональному и квалификационному уровню, технологии производства, имеющуюся систему контроля качества выполнения работ, выполненных обособленным подразделением строительно-монтажные работы.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что положения Гражданского кодекса Украины устанавливает возможность осуществления отдельных видов деятельности после
получения юридическим лицом специального разрешения (лицензии).
Обособленное структурное подразделение не имеет отдельного от юридического лица правоспособности, поскольку (в зависимости от его формы) осуществляет функции и / или представительство и
защита интересов такого юридического лица на основании утвержденного положения о таком обособленное структурное подразделение.
Таким образом, получить лицензию может только юридическое лицо, в свою очередь обособленное подразделение такого юридического лица имеет право осуществлять определенные работы на основании полученной юридическим лицом лицензии.

О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ структурных подразделениях ЛИЦЕНЗИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА при заключении договора о закупке СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ УКРАИНЫ «О ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ» и договоров подряда (субподряда) В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ Гражданского и Хозяйственного кодексов УКРАИНЫ.

Статьей 227 Гражданского кодекса Украины предусматривается, что сделка юридического лица,
совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признан судом недействительным.
Согласно положениям частей 1-2 статьи 36 Закона Украины «О публичных закупках» договор
о закупке заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного
кодекса Украины с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.
Участник - победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензию на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии на осуществление такого вида деятельности предусмотрено законодательством.
Участником процедуры закупки может быть физическое лицо, в том числе физическое лицо - предприниматель, юридическое лицо (резидент или нерезидент), которая подала тендерное предложение или
приняла участие в переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки (пункт 35 части 1 статьи 1 Закона Украины «О публичных закупках»).
В частности, формы документов в сфере публичных закупок (Приказ Министерства экономического развития и торговли Украины «Об утверждении форм документов в сфере публичных
закупок »от 22 марта 2016 № 490) предусматривают внесение данных о наименовании, кода ЕГРПОУ и местонахождение именно юридического лица (форма уведомления о намерении заключить договор при применении переговорной процедуры, форма протокола рассмотрения
тендерных предложений, форма отчета о выполнении договора о закупке и другие).

Учитывая положений гражданского законодательства обособленное структурное подразделение может
осуществлять все или часть функций юридического лица, представительство и защита его интересов. действуют такие подразделения на основании утвержденного положения, а их руководители - на основании выданной юридическим лицом доверенности.

В частности, обособленные структурные подразделения, которые принимают участие в процедурах закупок
Законом Украины «О публичных закупках» могут выступать в качестве участника от имени юридического лица и, в частности, предоставлять лицензию такого лица на строительство объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями.
В случае заключения обособленными структурными подразделениями договоров, по общим
правилам установленным Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины, такое подразделение
также действует от имени юридического лица.
Так, еще в 1995 году Высший Арбитражный Суд Украины разъяснил (№ 02-5 / 220
от 30 мая 1995), до сих пор актуальны, а именно: при наличии надлежащим образом оформленных
полномочий юридического лица руководители ее обособленных подразделений (филиалов, представительств, отделений) имеют право заключать договоры от имени юридического лица в пределах предоставленных полномочий.
Если руководитель обособленного подразделения имеет такие полномочия, но в тексте договора ошибочно отсутствуют указания на то, что договор заключен от имени юридического лица, то только это обстоятельство
не может быть основанием для признания договора недействительным. В таких случаях договор следует считать
заключенным от имени юридического лица.

ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

Вопрос подконтрольности и ответственности обособленного структурного подразделения также
является актуальным как и для головного предприятия и контрагентов, так и для контролирующих органов.
Лицензиатом является субъект хозяйствования, который имеет лицензию на осуществление установленного
законом вида хозяйственной деятельности (пункт Из части 1 статьи 1 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»).
Лицензиат (в сфере градостроительства) подконтролен по следующим направлениям:
- соблюдение лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по строительству
объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними
и значительными последствиями;
- наличие лицензии при осуществлении субъектом градостроительства хозяйственной деятельности по
строительства объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (ССЗ) последствиями, по перечню видов работ, которые определяются
Кабинетом Министров Украины.
Контроль за соблюдением лицензиатами требований лицензионных условий осуществляют в пределах своих
полномочий органы лицензирования путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» с учетом особенностей, определенных этим Законом (часть 7 статьи
19 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»).
Согласно части 11 статьи 19 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» проверка соблюдения лицензиатом требований лицензионных условий проводится органом лицензирования в зависимости от предмета проверки:
- по местонахождению лицензиата;
- по местам производства лицензиатом хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию.
При этом государственный надзор (контроль) осуществляется по месту осуществления хозяйственной
деятельности предприятия или его обособленных подразделений, или в помещении органа государственного надзора (контроля) в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 4 Закона
Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»).
Со стороны органа лицензирования за несоблюдение требований лицензионных условий к лицензиату могут
быть приняты такие административно-хозяйственные санкции:

Вид административно-хозяйственных санкций.

Основание №1

1. Аннулирование лицензии (пункт 21 Порядка лицензирования)

- акт о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом строительной деятельности для получения лицензии;
- акт о невыполнении решения органа лицензирования об устранении нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий осуществления строительной деятельности, требований нормативно-правовых - - актов, которые были основанием для принятия решения об устранении таких нарушений;
- акт о повторном в течение года нарушении субъектом строительной деятельности лицензионных условий осуществления строительной деятельности или требований нормативно-правовых актов;
- акт об установлении факта передачи лицензии или ее копии юридическому или физическому лицу для осуществления хозяйственной деятельности;
- акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, которая привела к гибели людей или тяжелым экологическим последствиям;
- невозможность субъекта строительной деятельности обеспечить выполнение лицензионных условий;
- акт об отказе субъекта строительной деятельности от проведения органом лицензирования проверки.

Основание №2

2. Приостановление лицензии (пункт 22 Порядка лицензирования).

- акт проверки субъекта строительной лицензионных условий, если выявлены нарушения невозможно
устранить в процессе осуществления строительной деятельности;
- акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта, которая не привела к гибели людей или тяжелым экологическим последствиям.

Во время осуществления плановых и внеплановых мероприятий государственного архитектурно-строительного контроля в соответствии со статьей 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2011 № 553, в случае установления факта выполнения подрядными организациями строительных работ на объектах класса ответственности СС2 или ССЗ без наличия лицензии, к нарушителям применяется такие административно-господа ские санкции:

Основание №3

Штраф в размере 90 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (Часть 4 статьи 2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности»
- осуществление субъектом градостроительства хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, по перечню видов работ, которые определяются Кабинетом Министров Украины, что подлежит лицензированию, без получения в установленном порядке лицензии.

Кроме этого нарушителю выдается предписание об устранении нарушения, то есть получение в
установленном порядке лицензии, срок выполнения которого составляет два месяца (приложение к Порядку осуществления государственного архитектурно-строительного контроля).
По общему правилу - юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам (часть 1 статьи 96 Гражданского кодекса Украины).
Согласно части 1 статьи 216 Хозяйственного кодекса Украины установлено, что участники
хозяйственных отношений несут хозяйственно правовой ответственности за правонарушения
в сфере хозяйствования путем применения к правонарушителям хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и договором.
В свою очередь статья 2 Гражданского кодекса Украины определяет, что участниками отношений
в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти
и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Часть 2 статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины определяет, что субъектами хозяйствования являются:
1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом
Украина, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с настоящим Кодексом, а
и другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.
Таким образом, положения Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины исключают возможность привлечения к ответственности структурных подразделений юридического лица, поскольку хозяйственно-правовую ответственность несет, в частности, такой участник хозяйственных отношений как юридическое лицо.
 Вышеуказанные санкции могут быть применены к юридическому лицу, в том числе в случае «противоправного поведения» ее структурного подразделения, например, при выполнении структурным подразделением строительных работ без наличия лицензии у юридического лица или нарушения лицензионных условий и других деяний, которые имели место с « вины »структурного подразделения. В то же время, положение части 1 статьи 20 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» устанавливает, что за осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии или осуществления таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования должностные лица субъектов хозяйствования несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП).
Статья 164 КоАП устанавливает ответственность за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, в частности за осуществление хозяйственной деятельности без получения
лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию
в соответствии с законом, либо осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий
лицензирования, однако органы государственного архитектурно-строительного контроля не наделены
полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях
в отношении должностных лиц, допустивших такое правонарушение.

Таким образом, субъектом, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия и принимаются
санкции, будет субъект хозяйствования, однако Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» не исключает возможности осуществления контрольных мероприятий по месту осуществления деятельности обособленными структурными подразделениями предприятия.

Об актуальности положения о предоставлении каждому обособленному структурному подразделению, вести строительную деятельность на основании выданной субъектов строительной деятельности ЛИЦЕНЗИИ, засвидетельствованная органом лицензирования копия лицензии и приложения к ней.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» лицензии есть запись в Едином государственном реестре юридических лиц, физических
лиц - предпринимателей и общественных формирований о решении органа лицензирования о наличии у субъекта хозяйствования права на осуществление определенного им вида хозяйственной
деятельности, подлежащей лицензированию.
К 1 января 2017 лицензия определялась как документ, который предоставляется органом лицензирования,
на право осуществления субъектом хозяйствования определенного им вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, в электронном виде (запись о наличии лицензии у такого
предприятия в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей) или на бумажном носителе.
В связи с чем была действующей и актуальной норма о том, что по желанию соискателя лицензии или лицензиата лицензия (копия лицензии) может быть выдана органом лицензирования и на бумажном носителе (абзац 1 части 14 статьи 13 Закона Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности »в редакции Закона Украины № 1540 от 22 сентября 2016 года).
2 ноября 2016 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности» № 1666, которым были внесены изменения в Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины« О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей »и некоторые другие законодательные акты Украины по децентрализации полномочий по государственной
регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований »№ 835
от 26 ноября 2015 года.
В частности было изменено и дополнено подпункт 5 пункта 2 раздела II Закона Украины № 835
положением о том, что до 1 января 2019 года вступления в соискателем лицензии права на осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, происходит со дня опубликования принятого органом лицензирования решения о выдаче лицензии на его официальном сайте.
Ни одним положением Законов Украины не предусмотрено предоставление копий лицензий обособленным структурным подразделениям.

Учитывая тот факт, что сейчас лицензия этом запись в ЕДРПОУ, а к 2019 году получение права на осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, происходит со дня опубликования принятого органом лицензирования решения о выдаче лицензии на его официальном сайте, отсутствует необходимость предоставления бумажных документов - лицензий (их копий) обособленным структурным подразделениям юридического лица. Таким образом, сегодня мы видим ситуацию, когда, с одной стороны, специальный - подзаконный нормативно-правовой акт устанавливает возможность предоставления копий лицензии обособленным структурным подразделениям, но, с другой стороны, общий Закон исключает такую возможность, поскольку лицензией признается запись в ЕДРПОУ, а до 2019 года право на осуществление хозяйственной деятельности приобретается соискателем лицензии со дня опубликования органом лицензирования решения о выдаче лицензии на его официальном сайте.
В теории права такое положение законодательства называется коллизией права, и правовая наука
предлагает пути ее решения.
Так, в своем письме № 758-0-2-8-19 от 26 декабря 2008 года Министерство юстиции Украины приводит способы, по которым можно определить нормативно-правовой акт, которым следует руководствоваться при наличии противоречия между двумя или более формально действующими нормами права, принятыми по одному и тому же вопросу, известной в теории права как коллизия норм права.
В частности, в случае существования противоречия между актами, принятыми разными по месту в иерархической структуре органами - вышестоящим и нижестоящим, применяется акт, принятый
вышестоящим органом, как имеющий большую юридическую силу.
Учитывая тот факт, что Закон Украины имеет высшее юридическое силу чем постановление Кабинета Министров Украины, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами закона, несмотря на то, что постановление Кабинета Министров Украины является специальным нормативно правовым актом, регулирующим отношения в сфере лицензирования строительной деятельности .
Таким образом, анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что упомянутое спорное положение Порядка лицензирования не соответствует современному состоянию законодательного регулирования отношений в сфере лицензирования и в связи с возникшей коллизией «проигрывает» норме Закона, означает необходимость применения нормы последнего.
В случае, если лицензирование строительной деятельности требует отдельного урегулирования, отличного от того, что предложено в законах, регулирующих общие отношения
в сфере лицензирования, то такое урегулирование необходимо закреплять в аналогичном по
юридической силой правовом акте - Законе, например в Законе Украины «Об архитектурной деятельности».

licliczakazat

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены