Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

Как подготовиться к проверке

Известное выражение «предупрежден - значит вооруженных» как нельзя лучше характеризует цель предложенной статтии. Она заключается в том, чтобы определить основные этапы подготовки лицензиата к проверке должностными лицами Госархстройинспекции как органа лицензирования соблюдения субъектами хозяйствования лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры.
 
Українською
Вниманию

Главное условие успешного прохождения проверки - это продуманная подготовка к ней.

Основной нюанс - готовиться надо постоянно, а не только тогда, когда проверяющие стоят на пороге. Обязательно ознакомьтесь с требованиями Лицензионных условий осуществления Хозяйственную деятельность по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектов со средними и крупными последствиями, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.2016 N ° 256 (далее - лицензионные условия), ведь во соответствии пунктом 3 Лицензионных условий лицензиат обязан выполнять требования этих Лицензионных условий.

Обязательно ознакомьтесь с унифицированной форме акта, состоит по результатам проведения плановой (внеплановой ") проверки соблюдения субъектом хозяйствования Лицензионных условий, утвержденной приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.12.2016 № 331 (далее - унифицированная форма акта). в соответствии с Законом Украины «об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее - Закон о контроле) должностные лица органов государственного надзора (контроля) при осуществлении мероприятий государственного надзора (контроля) обязаны использовать исключительно унифицированные формы актов.

Таким образом, в лицензиата есть уникальная возможность для осуществления самостоятельного контроля за соответствием предприятия Лицензионным условиям, и, при необходимости, принятие мер по устранению нарушений Лицензионных условий еще до установления их должностными лицами Госархстройинспекции.

На отдельных моментах осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) остановимся более подробно.

В соответствии с Законом Украины от 02.03.2015 № 222 «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» (далее - Закон о лицензировании), - контроль за соблюдением лицензиатами требований Лицензионных условий осуществляют в пределах своих полномочий органы лицензирования путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Законом о контроль с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Согласно действующему законодательству Госархстройинспекция - орган лицензирования хозяйственной деятельности по строительству объектов по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными последствиями (ССЗ) (далее - строительная деятельность).

Плановые проверки соблюдения субъектом хозяйствования Лицензионных условий проводятся Госархстройинспекцией в 2017 году в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются приказом Госархстройинспекции до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому, и размещаются на официальном веб-сайте Госархстройинспекции dabi.gov.ua в разделе «Текущая деятельность» Согласно действующему законодательству:

  • для проведения проверки органом лицензирования создается комиссия, в состав которой могут входить исключительно работники его аппарата и территориальных органов;
  • плановые мероприятия по государственному надзору (контролю) осуществляются при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за десять дней до дня осуществления этого мероприятия. Уведомление направляется заказным письмом и / или с помощью электронного почтовой связи или вручается лично под расписку руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу - предпринимателю или уполномоченному им лицу;
  • сообщение лицензиата о проведении внеплановой проверки не предусмотрено;
  • срок осуществления планового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов микро-, малого предпринимательства - пяти рабочих дней. Продление срока осуществления планового мероприятия не допускается;
  • срок осуществления внепланового мероприятия не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней. Продление срока осуществления внепланового мероприятия не допускается;
  • перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования - юридического лица, его обособленного подразделения или уполномоченному им лицу (физическому лицу - предпринимателю или уполномоченному им лицу) удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления)
  • акт проверки соблюдения лицензиатом требований лицензионных условий состоит в последний день проведения проверки;
  • в случае установления в ходе проверки соблюдения лицензиатом требований лицензионных условий оснований для составления актов, являющихся основаниями для аннулирования лицензии, такие акты составляются как отдельные документы в последний день проведения проверки.

Таким образом, в последний день проведения плановой (внеплановой! Проверки за соблюдением субъектом хозяйствования Лицензионных условий строительной деятельности составляется акт по унифицированной форме.

Унифицированная форма акта состоит из следующих частей:

  1. общая информация о проведении проверки: плановая или внеплановая проверка, реквизиты распорядительного документа, на выполнение которого проводится проверка, номер удостоверения (направления) на проведение проверки;
  2. срок проведения мероприятия государственного надзора (контроля);
  3. данные о последнем проведенном мероприятии государственного надзора (контроля);
  4. перечень вопросов проведения мероприятия;
  5. описание выявленных нарушений;
  6. перечень вопросов по осуществлению контроля за действиями (бездействием) должностных лиц, совершивших проверку;
  7. объяснения, замечания или возражения относительно проведенной проверки и составленного по ее результатам акта;
  8. перечень нормативно-правовых актов, нормативных актов и нормативных документов, согласно которым составлен перечень вопросов проведения проверки.

Остановимся на отдельных частях более детально.
Перечень вопросов о проведении мероприятия (далее - Перечень ВОПРОСАМ)
Унифицированная форма акта используется как для проведения плановой, так и внеплановой проверки. Но, если при проведении внеплановой проверки проверяются все вопросы из перечня, то во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в направлении на проведение внеплановой проверки .
Перечень вопросов по проведению проверки определен исключительно на основании нормативно-правовых актов и нормативных документов, соблюдение требований которых является обязательным в соответствии с законодательством, и предусматривает однозначные ответы, не имеющие двойной трактовки:

Да - выполнено, соблюдены, обеспечено, отвечает, присутствует.

Нет - не выполнено, не соблюдены, не обеспечено, не отвечает, отсутствует.

НВ - соблюдение требований законодательства не является обязательным.

ЧП - не требует рассмотрения.

Что касается вариантов ответа «Да» и «Нет» - здесь все понятно, если требования законодательства соблюдены - ответ «Да», если не соблюдены - ответ «Нет».

В то же время есть требования законодательства, соблюдение которых является обязательным для конкретного предприятия.

В первую очередь это касается требований к физического лица - предпринимателя. Ведь соответствии с Лицензионными условиями, физическое лицо - предприниматель, согласно своей профессии и квалификации, может выполнять работы лично или с привлечением наемных работников. Таким образом, в случае выполнения им строительных работ лично, без привлечения наемных работников, соблюдения требований законодательства относительно организационной структуры предприятия, кадровых требований о наличии руководителей, профессионалов и специалистов соответствующей специализации не является обязательным.

Другая ситуация. Лицензионными условиями предусмотрено, что лицензиат обязан обеспечить осуществление контроля качества выполненных работ. Контроль качества обеспечивается либо собственной лабораторией или лабораторией, предоставляет услугу по проведению лабораторных исследований на договорных началах. Таким образом, в случае осуществления предприятием контроля качества выполненных работ собственной лабораторией, соблюдения требований законодательства о наличии договора с лабораторией, предоставляет услуги по проведению лабораторных испытаний качества выполненных работ, не является обязательным.

В то же время, виды лабораторных испытаний определяются в зависимости от видов работ, которые имеет право выполнять лицензиат в соответствии с приложением к лицензии. Очевидно, что если, например
:

  • приложение к лицензии НЕ содержит такого вида работ, как «строительство дорог автомобильных», соблюдение требований законодательства щодо Осуществление контроля качества Выполнение работ щодо дорожных покрытий Путем проведения лабораторных испытаний щодо соответствии марки бетона не является обязательным;
  • приложение к лицензии НЕ содержит такого вида работ, как «монтаж сетей электроснабжения и электроосвещения», соблюдение требований законодательства щодо Осуществление контроля качества Выполнение работ щодо электрических, электромеханических работ Путем проведения электрических, электромеханических лабораторных испытаний не является обязательным.

Подобных конкретных случая, которые подпадают под ответ "НВ - соблюдение требований законодательства не является обязательным» - можно насчитать немало.

Еще один из вариантов ответа - «НТ - НЕ требует РАССМОТРЕНИЯ». Как обозначают вище, во время проведения внепланового мероприятия выясняются лишь те вопросы, необходимость Проверки которых стала основанием для Осуществление этого мероприятия. Таким образом, во время проведения внеплановой Проверки все остальные питания не требуют РАССМОТРЕНИЯ.

Вместе с этим, такой вариант ОТВЕТЫ возможен и во время проведения плановой Проверки в случае отказа субъекта хозяйствования от проведения Проверки.

Законом О лицензировании определили, что одним из оснований для принятия решение об аннулировании лицензии является акт об отказе лицензиата в проведении проверки органом Лицензирование. Отказом лицензиата в проведении проверки органом Лицензирование считается недопуск уполномоченных должностных лиц органа Лицензирование к Осуществление Проверки соблюдения лицензиатом требований соответствующих лицензионных условий при отсутствии предсказания для этого законом оснований, в частности:

  • Непредоставление документов, информации щодо предмета Проверки на письменный Требования должностных лиц органа Лицензирование;
  • отказ в доступе должностных лиц органа Лицензирование к месту осуществления деятельности, что подлежит лицензированию;
  • отказ в доступе должностных лиц органа Лицензирование к объектам, что Используют лицензиатом при осуществлении ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, что подлежит лицензированию;
  • Отсутствие в течение первого дня Проверки по местонахождению лицензиата лица, уполномоченного представлять Интересы лицензиата в час проведения Проверки.

Поэтому, если хотя бы на один из пунктов 4,5,6 раздела I «Общие требования» Перечень вопросам Надал ответ «Нет - НЕ выполнено, не соблюдены, не обеспечено, что не отвечает, отсутствует», а именно:

  • присутствием руководителя, его заместителя или другого уполномоченного лица во время проведения органом Лицензирование в установленном законом порядке Проверки соблюдения лицензиатом Лицензионных условий субъектом хозяйствования снабжена;
  • должностные лица органа Лицензирование к Осуществление Проверки соблюдения лицензиатом
  • Лицензионных условий предприятием допущены;
  • документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, что возникли во время Проверки соблюдения лицензиатом Лицензионных условий, субъектом хозяйствования предоставлены;

все остальные вопросы Перечень НЕ требуют РАССМОТРЕНИЯ.

ОПИСАНИЕ выявленных нарушений

По результатам проведенной проверки составляется подробное описание выявленных нарушений требований законодательства с указанием статей (частей, пунктов, абзацев и т.д.) нормативно-правовых актов и нормативных документов, требования которых нарушены.

Описание нарушений излагается объективно, достоверно и обоснованно, он должен быть кратким и конкретным.

По результатам анализа описания выявленных нарушений лицензиат принимает решение о принятии мер по их устранению.

Если эта часть унифицированной формы акта не заполнена - есть все основания считать, что нарушений в ходе проверки не установлено, и лицензиат успешно прошел проверку.

Перечень вопросов по осуществлению контроля за действиями (бездействием) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, провели проверку

В перечень вопросов по осуществлению контроля за действиями (бездействием) должностных лиц, совершивших проверку, включены вопросы по соблюдению требований Закона о контроле относительно:

  • заблаговременного предварительного письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия;
  • предъявления направления на проведение проверки и служебного удостоверения, удостоверяющего должностное лицо Держархбудинспекции;
  • предоставление субъекту хозяйствования копии направления на проведение проверки;
  • внесения записи о проведении проверки перед его началом в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (в случае его наличия);
  • рассмотрения при проведении внеплановой проверки исключительно тех вопросов, которые стали основанием для ее проведения, с их обязательным указанием в направлении на проведение проверки.

Эта часть унифицированной формы акта заполняется исключительно руководителем юридического особ / физическим лицом - предпринимателем или уполномоченным ими лицом, и ее заполнение не несет никаких юридических последствий.

Но в случае обжалования действий должностных лиц Госархстройинспекции при проведении проверки, информация, изложенная в этой части, может стать важным документальным подтверждением (доказательством) в пользу лицензиата.

Объяснения, замечания или возражения относительно проведена проверка и составлен по ее результатам АКТА в последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностными лицами Госархстройинспекции, которые осуществляли проверку, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом.

Если субъект хозяйствования не согласен с актом, он подписывает акт с замечаниями.

При этом, замечания предприятия могут быть изложены им как в самом акте, так и на отдельных листах. В таком случае в этом разделе унифицированной формы акта делается отметка, что замечания предприятия прилагаются к акту.

Перечень рекомендуемых мероприятий по подготовке к ПРОВЕРКИ каким образом, учитывая Перечень вопросов, содержащий унифицированная форма акта, к проведению проверки лицензиату в первую очередь необходимо:

1. проверить:

  • наличие документов (копий), подтверждающих достоверность данных, отмечались соискателем лицензии в документах, которые подавались в орган лицензирования;
  • наличие документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии;
  • наличие распорядительных документов об утверждении организационной структуры, положений о соответствующих структурных подразделениях, должностных инструкций работников согласно распределению обязанностей, полномочий и ответственности лиц, штатного расписания. Особое внимание необходимо обратить относительно наличия и правильности оформления должностных инструкций и инструкций по охране труда (подписи работников об ознакомлении и т.п.);
  • наличие документального подтверждения надлежащего технического состояния и допуск к эксплуатации кранов, трубок, строп, буровых установок;
  • укомплектованность штата для выполнения строительных работ в соответствии с перечнем видов работ, определен в приложении к лицензии;
  • укомплектованность техникой, оборудованием, оборудованием, приборами и инструментами согласно технологическим требованиям выполнения работ в соответствии с перечнем видов работ, определен в приложении к лицензии;

2. Обратить внимание на название должностей (согласно Классификатору профессий и требованиями Справочника квалификационных характеристик профессий работников).
3. Проверить кадровые дела и трудовые книжки наемных работников. Особое внимание надо уделить наличию копий документов об образовании и повышение квалификации (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения).
4. Обеспечить:

  • своевременную поверку средств измерительной техники;
  • осуществление контроля качества строительных материалов путем проведения лабораторных испытаний и качества выполненных работ.

5. Завести журнал регистрации проверок, как рекомендует Указ Президента Украины от 23.07.1998 № 817/98 (заметьте: это нормативный документ именно «рекомендует», а не обязывает прибегать к такому шагу). Следовательно, ведение упомянутого журнала - дело добровольное.

Если строительная деятельность из этих основных вопросов согласуется с действующим законодательством - лицензиат будет чувствовать себя гораздо увереннее и спокойнее во время проверки Госархстройинспекции.

Еще один важный вопрос - это место проведения проверки. В соответствии с Законом о контроле государственный надзор (контроль) осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его обособленных подразделений, или в помещении органа государственного надзора (контроля) в случаях, предусмотренных законом.

В свою очередь, Законом о лицензировании определено, что местом производства вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, является объект (помещение, здание, земельный участок и / или территория), в рамках которого осуществляется этот вид хозяйственной деятельности или используемого в его производстве (может совпадать с местонахождением предприятия).

Одно из требований Лицензионных условий - это:

  • обеспечение на объекте строительства своевременного оформления и ведения производственной и исполнительной документации, предусмотренной ДБН А.3.1-5-2016 «Организация строительного производства», другими строительными нормами и нормативными документами в сфере градостроительной деятельности;
  • соблюдение при строительстве требований нормативно-правовых актов, строительных норм и нормативных документов в области градостроительной деятельности и рабочей документации.

Указанные требования можно проверить только непосредственно на объекте строительства.

В контексте действующего законодательства контроль за соблюдением Лицензионных условий тесно переплетается с государственным архитектурно-строительным контролем. Ведь согласно статье 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» государственный архитектурно-строительный контроль - это совокупность мер, направленных на соблюдение заказчиками, проектировщиками, подрядчиками и экспертными организациями требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил при выполнение подготовительных и строительных работ.

Требования одни и те же, а вот только последствия за указанные нарушения законодательства разные:

  • по результатам мероприятий соблюдения Лицензионных условий орган лицензирования имеет право аннулировать выданную лицензию; приостановить действие лицензии; принять решение об устранении субъектом строительной деятельности нарушений, связанных с соблюдением лицензионных условий осуществления строительной деятельности;
  • по результатам мероприятий государственного архитектурно-строительного контроля должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля имеют право составлять протоколы о совершении правонарушений, акты проверок и налагать штрафы в соответствии с законом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил; остановки подготовительных и строительных работ, которые не соответствуют требованиям законодательства.

То есть выявление во время мероприятий государственного архитектурно-строительного контроля на объекте строительства нарушения строительной организацией строительных норм и стандартов факту несоблюдения лицензионных условий? Ответ очевиден.

Об отнесении к нарушениям, связанным с соблюдением Лицензионных условий, не только фактов несоблюдения лицензиатами организационных, квалификационных и технологических требований, но и нарушения градостроительного законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил при осуществлении строительства, свидетельствует также анализ оснований для аннулирования или приостановлении действия лицензии (постановление Кабинета Министров Украины от 05.12.2007 № 1396 с изменениями), одной из которых определены акт комиссии по расследованию причин аварии на строительстве объекта.

Указанное позволяет предположить, что об установлении указанных нарушений органы государственного архитектурно-строительного контроля должны уведомить орган лицензирования, ведь согласно статье 19 Закона о лицензировании, сообщение должностных лиц контролирующих органов о выявленных в ходе выполнения контрольных полномочий нарушения лицензиатом требований лицензионных условий - это основание для проведения внеплановой проверки соблюдения лицензиатом требований лицензионных условий в соответствующей части.

С какой периодичностью Госархстройинспекция имеет право проводить плановые проверки лицензиатов?

В соответствии со статьей 5 Закона о контроле, периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) определяется органом государственного надзора (контроля) в зависимости от степени риска.

С учетом значения приемлемого риска все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), относятся к одной из трех степеней риска: высокий, средний или незначительный.

Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, подлежит лицензированию, и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 30.12.2015 № 1164.

Строительная лицензия

Строительная лицензия  Заказать

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2024. Все права защищены